2024-11-23

Юрий Тимофеев: «Очень важно сформировать в Воронеже понятные и прозрачные правила игры для бизнеса»

В середине июля текущего года к исполнению обязанностей первого заместителя главы администрации Воронежа по стратегическому планированию, экономике и финансам приступил 52-летний Юрий Тимофеев. Ранее он возглавлял администрацию Твери, в Воронеже не работал. Свое первое интервью в новом качестве Юрий Тимофеев дал нашему изданию

Первый вице-мэр Воронежа – о себе, городском бюджете и инвесторах.

В середине июля текущего года к исполнению обязанностей первого заместителя главы администрации Воронежа по стратегическому планированию, экономике и финансам приступил 52-летний Юрий Тимофеев. Ранее он возглавлял администрацию Твери, в Воронеже не работал. Свое первое интервью в новом качестве Юрий Тимофеев дал нашему изданию.

 Вы для Воронежа человек новый. Как бы вы сами могли себя отрекомендовать горожанам?

– Себя рекомендовать довольно сложно. Наверное, просто скажу, что считаю себя целеустремленным человеком, порядочным, принципиальным и ответственным, инициативным и требовательным – как к себе, так и к своим подчиненным. Самое главное – имеющим огромное желание и силы созидательным трудом менять жизнь к лучшему.

 Можете пояснить, в результате каких обстоятельств вы оказались в Воронеже? Когда получили предложение о работе от Вадима Кстенина?

– До этого я приезжал в Воронеж по личным делам. Мне очень понравился город. Я услышал, что здесь происходят изменения во властных структурах: Александр Гусев назначен исполнять обязанности главы региона, а Вадим Кстенин участвует в конкурсе на пост мэра. Я подумал, что могу сделать много полезного для города и написал письмо Вадиму Юрьевичу, описал свои компетенции. Мы пообщались лично, и он пришел к выводу, что  может меня включить в состав своей команды.

 Каким вам виделся Воронеж со стороны? Отличается ли его экономика от той, с которой вы имели дело в Твери?

– В Воронеже, как мне кажется, дифференцированный бизнес. В Твери есть крупные предприятия, но их не так много по сравнению с Воронежем. И здесь более масштабные задачи и проблемы стоят перед органами власти. Чем больше город – тем больше в нем задач.

 По прежнему опыту вы знаете, в каких финансовых условиях находятся муниципалитеты. В распоряжении воронежских властей остается лишь 10% собранных здесь налогов. Можно ли силами муниципалитета изменить эту ситуацию?

– Доходы бюджета что в Воронеже, что в Твери на душу населения сопоставимы. Поэтому могу уверенно сказать, что улучшить ситуацию можно. Мне это удавалось на предыдущей работе. Уменьшить муниципальный долг и повысить собираемость – вполне реально. В первую очередь, следует обратить внимание на эффективность расходования средств казны. Это одно из главных требований и федерального центра, и мэра Вадима Кстенина. Я не хочу сказать, что до меня расходы были неэффективными, но, как известно, нет предела совершенству. Так что улучшить финансовую ситуацию можно.

 Какие финансовые резервы вы видите для пополнения городского бюджета, кроме оптимизации расходов?

– Нужно создавать условия для того, чтобы инвесторы испытывали острое желание прийти в Воронеж. Для этого от власти требуется создать обеспеченные инфраструктурой площадки. Мы запланировали сделать такую инвестиционную карту Воронежа, на которой будут отмечены все участки, все муниципальное имущество, которые город готов предоставить в распоряжение инвесторов. И любой бизнесмен, кликнув на эту точку, получит всю необходимую информацию для того, чтобы оценить возможность реализации своего проекта.

Еще очень важно сформировать понятные и прозрачные правила игры для бизнеса. Бизнес всегда тревожится из-за того, что правила игры зачастую непонятны и меняются в зависимости от политической конъюнктуры. Мы же хотим установить с бизнесом понятные, ясные и не зависимые от политической ситуации взаимоотношения. Наша задача – установить такие правила и убедить бизнес в том, что они меняться не будут. Если мы все это сделаем, то инвестор сам пойдет в Воронеж, потому что в бизнес-среде такого рода информация расходится очень быстро.

 Какого рода бизнес вы бы хотели привлечь в Воронеж в первую очередь? Когда-то наш город имел славу крупного промышленного центра, сейчас считается, что это город застройщиков.

– По моему мнению, городу нужны новые рабочие места. Строительство здесь, слава богу, развивается огромными темпами. По опыту я знаю, что реализация тех же новых квартир тормозится, когда в городе нет рабочих мест. С точки зрения экономики первично иметь свободные рабочие места: люди приезжают в город, чтобы трудиться и зарабатывать, потом у них возникает возможность и потребность купить себе квартиру. Само по себе жилье – конечно, двигатель экономики, но оно – вторично. Всегда в нашем государстве производители, промышленники жили лучше, чем даже купцы первой гильдии. Поэтому мы заинтересованы прежде всего в привлечении бизнеса, ориентированного на развитие промышленного производства со стабильными рабочими местами. Потому что строительный сектор все-таки сориентирован на сезонную занятость.

После промышленности еще один приоритет – сфера услуг. Услуги у нас представлены торговлей, общепитом и так далее. А вот пунктов проката, например, велосипедов явно недостаточно. И не только велосипедов. Служба быта, на мой взгляд, в Воронеже развита мало. И это тоже направление, которое мы готовы предложить инвесторам.

На инвесткарте, о которой я говорил, будет отражена возможность предоставления того или иного муниципального объекта для тех, кто хочет заниматься таким бизнесом. А рабочая группа в администрации будет рассматривать инвестпредложения и возможность предоставления нашего объекта под те же пункты проката, например, на максимально льготных условиях.

Здесь надо четко понимать: если к нам будут обращаться за имуществом для открытия еще одной точки общепита, то рассчитывать на преференции не приходится, поскольку дефицита этой услуги в городе нет. А помогать мы готовы тем, кто готов занять пустующие ниши рынка.

Сейчас мы как раз начинаем исследовать – какие сегменты рынка в Воронеже недостаточно развиты.

 И когда следует ожидать появления такой карты?

– Не думаю, что ее подготовка займет какое-то большое время. Сделаем в максимально быстрый срок, опыт у меня такой есть, но называть точную дату с моей стороны было бы безответственно. Все-таки работа трудоемкая, там должно быть учтено очень многое, в том числе и, например, ментальность людей. Сейчас мы актуализируем реестр наших объектов, чтобы ни у кого не было сомнений в том, что мы ничего нигде не припрятали, а готовы предоставить инвесторам все необходимое для бизнеса.

 С ментальностью, кажется, все не очень просто.

– Есть такое. Когда я сюда приезжал на собеседование, перемещался в такси. Говорю водителю: город у вас красивый. А он: власть совсем не занимается дорогами. И я поймал себя на мысли, что мы не всегда можем быть объективны в своих суждениях. Я поездил по многим городам и могу сказать уверенно: в Воронеже в большинстве очень хорошие дороги, поверьте. Повторю, предела совершенству нет, но надо же себе отдавать отчет в действительном положении вещей, стараться смотреть более объективно. Хотя, конечно, пословицу про то, что хорошо там, где нас нет, придумали именно в нашей стране.

 Вы собираетесь приглашать на работу в Воронеж кого-нибудь из тех, с кем трудились в Твери?

– У меня есть семья, и я ее позднее сюда перевезу. Моя личная стратегия – встроиться в команду Вадима Кстенина, чтобы более четко и в поставленные сроки выполнять поставленные передо мной задачи. Я человек результата. Если я увижу, что на ту или другую должность среди моих знакомых есть более профессионально подготовленный человек, который поможет достичь требуемого результата, я пойду к мэру просить разрешения на его приглашение. Но пока я вижу здесь достаточно профессиональный коллектив. И таких мыслей у меня не возникает.