Пробки



В Воронеже обосновался Московский Камерный театр

10.06.2016, 09:18
Выставка «Театр Таирова и Коонен» стала первой в череде показов визуального искусства шестым Платоновским фестивалем искусств, что проходит в эти дни в Воронеже. 

Экспозиция разместилась в выставочном зале на Кирова, 8. В ней – более 70 подлинных предметов из коллекции Театрального музея имени Бахрушина: макеты декораций и персонажей (куклы), реконструкции и эскизы костюмов, афиши, раритетные фотографии.

Когда работа – дом


В числе прочих в Воронеж «приехали» работы к знаковым спектаклям Камерного – «Сакунтала» (1914), «Саломея» (1917), «Федра» (1922), «Оптимистическая трагедия» (1933), «Мадам Бовари» (1940). А также – к спектаклю, приведшему к трагическим для Камерного театра последствиям: опере-фарсу на музыку А.Бородина «Богатыри» (1936). В этих постановках блистала Алиса Коонен, чей пленительный портрет могут видеть посетители выставки на Кирова; Коонен была не только главной артисткой Камерного, но музой и женой Александра Таирова – основателя и главного режиссера театра.

Специалисты ставят Таирова (начинавшего, к слову, с актерства) в один ряд с Константином Станиславским, Всеволодом Мейерхольдом и Евгением Вахтанговым. Реформатор сцены стремился к созданию «синтетического театра», воспитанию артистов виртуозного драматического мастерства, музыкальных и владеющих искусством пантомимы. От актера его театра требовалось блестящее освоение техники роли – внешней и внутренней. Причем создаваемый образ должен был рождаться в процессе поисков, формироваться путями «таинственными и чудесными» – и лишь после этого закрепиться в своей окончательной форме.Актеры словно «танцевали» роли-партии в согласии с ритмом спектакля, словно пропевали слова.

Для Таирова и Коонен театр стал не только местом работы и творчества, но и домом; их квартира располагалась в стенах Камерного, здесь же жили художники, оформлявшие спектакли – Павел Кузнецов, Александра Экстер, Александр Веснин, братья Владимир и Георгий Стенберги, Вадим Рындин и многие другие. Поэтому подход организаторов к обустройству выставки, украшенной интерьерным уголком легендарной квартиры знаменитой пары, как нельзя лучше влияет на восприятие зрелища: у зрителя, ступающего на красный ковер импровизированного жилища – полное ощущение настоящести происходящего здесь и сейчас.

То ли люди, то ли куклы


Акцент на той же подлинности – театральные костюмы, в которых выступали артисты Московского Камерного театра. Особо впечатляют платье и котурны Федры, роль которой в нашумевшем одноименном спектакле исполнила Алиса Коонен.

IMG_6152.JPG

Старший научный сотрудник отдела декорационно-изобразительных материалов Театрального музея имени Бахрушина Мария Липатова, курирующая проект, подчеркнула: воронежцы первыми увидели «Театр Таирова и Коонен». Выставка сделана специально для Платоновского фестиваля, не впервые сотрудничающего с бахрушинским музеем. В столице же родины показать нечто подобное пока не удается.

– К сожалению, у нас не получилось сделать эту выставку в Москве, – призналась Липатова. – А для Воронежа мы выбрали 12 главных постановок театра, поскольку представить всю его 35-летнюю историю в рамках одной выставки очень сложно. В экспозицию, кроме всего прочего, вошли уникальные экспонаты – куклы, с которыми работал Таиров, продумывая театральные постановки. Для их изготовления в театре даже была открыта кукольная мастерская – в начале 1920-х годов. И куклы участвовали в спектаклях наряду с актерами.

Упомянула Мария и о травле, которой подверглись Таиров и его театр после премьеры злосчастных «Богатырей» (либретто Демьяна Бедного). Постановка вызвала яростное недовольство властей, ее недостатки были расценены как «выражение чуждых политических тенденций» – Камерный тогда определили как «буржуазный театр». И в 1949 году он приказал долго жить – так, опять же, захотела тупая чиновная власть; значительная часть труппы вошла во вновь организованный Драматический театр им. А.С. Пушкина. Последним ярким спектаклем таировского детища стала «Мадам Бовари» с Коонен в роли Эммы. Этот спектакль пожелала поставить сама актриса; афишу к нему называют одной из изюминок воронежской экспозиции.

Оксана МИШИНА
Фото автора

Читайте также:
Дорога на Гремячье
Подробно


«Кабала святош» в Камерном театре Воронежа – о конфликте творца и художника
В Камерном театре Воронежа в короткий срок ставили спектакль «Кабала святош» по Михаилу Булгакову, и вот он вышел за рамки репетиционного процесса – к своему зрителю. 3 и 15 июня состоялись премьерные показы в рамках «воронежской программы» Платоновского фестиваля искусств.
вчера, 16:08.
Зрители воронежского Платоновфеста купили билеты на 33 млн рублей
Такую сумму назвал на круглом столе, посвященном итогам фестиваля, его художественный руководитель Михаил Бычков. Сумма превысила билетную выручку за прошлый год на 3 млн рублей. Посещаемость фестивальных мероприятий составила 95%.
вчера, 15:26.
Девятый Платоновфест завершился в Воронеже редкими «Песнями Гурре»
Платоновский фестиваль искусств завершился 16 июня в Театре оперы и балета. Созданный к этому событию фестивальный симфонический оркестр, исполнил «Песни Гурре» Арнольда Шенберга – произведение, которое играется в Воронеже всего в четвертый раз.
вчера, 12:23.