2024-10-10

Воронежский театр «Шут» открывает новые чувства и смыслы для взрослых и самых маленьких

21 марта Воронежский государственный театр кукол «Шут» им.Валерия Вольховского показывал школьникам свою ставшую знаменитой «Каштанку» в постановке режиссера Валентина Козловского.

Неделю назад, 21 марта, мир отметил Международный день кукольника. А вчера – Международный день театра. 21 марта Воронежский государственный театр кукол «Шут» им.Валерия Вольховского показывал школьникам свою ставшую знаменитой «Каштанку» в постановке режиссера Валентина Козловского.

Уже восемь лет воронежские кукольники, давая «Каштанку», собирают аншлаги не только на родной сцене, но в других городах и странах. Во Франции на Днях русской культуры французские студенты, вдохновившись воронежской «Каштанкой», даже решили сменить специализацию и стать кукольниками. Этот феномен театра «Шут» срабатывает и во всех других его постановках. Может, поэтому столь будничное «празднование» Дня кукольника для поклонников Воронежского театра кукол оказалось ярче любого шумного пиара. Потому что там, где есть «Каштанка», «Король Лир», «Шинель» на сцене – мир всегда только начинается.

Кукольная столица России

Профессор Варшавской академии театрального искусства Марек Вашкель в 2015 году на Международном фестивале назвал Воронеж «кукольной столицей России». «Шут» получил самую престижную национальную награду в области театрального искусства – премию имени Федора Волкова «За вклад в культуру России». И по-прежнему, несмотря на уход из жизни почти 14 лет назад худрука театра, одного из лучших кукольников мира Валерия Вольховского, и совсем уже недавно – режиссера «Каштанки», «Короля Лира» Валентина Козловского, театр сохраняет в России и мире репутацию элитного кукольного жанра.

А началось все именно с постановок Вольховского, который сумел перевернуть представление об этом жанре как о «безнадежно детском» театре. За 16 лет работы на воронежской сцене он поставил четырнадцать спектаклей для взрослых. И всегда считал куклу опасным созданием человека. Именно по этой причине Вольховский так и не решился на воронежской сцене поставить немецкого «взрослого» сказочника Гофмана.

– У Гофмана страшные сказки. Если делать по нему спектакль, то куклы начинают жить собственной жизнью и могут стать неуправляемыми. Я хотел было поставить – и не могу, – признался мне Валерий Вольховский 14 лет назад.

Неприрученные

Дремачева-1.jpgПроекция земной жизни в бесконечность, самое главное, показанное в потустороннем свете – вот, наверное, главная мистика театральных кукол. Одушевленные этим светом, они завораживают и пугают. И оказываются в сто раз живее своего «первоисточника». Например, кукольный Белый Бим в одноименном спектакле на воронежской сцене когда-то получился живее любой уличной собаки. А Чичиков из «Мертвых душ» не так давно ввел в замешательство бригаду электриков, которые монтировали новое освещение в театре и решили доделать работу ночью.

  
– Прихожу утром на работу, а они, бледные, сидят на лестнице. Еле дождались рассвета на ступеньках, а там – рядом с куклами – работать так и не смогли, – рассказывает арт-директор театра Светлана Дремачева.

Оказалось, ночью один из электриков проходил через музей и вдруг совершенно точно почувствовал, что кукольный Чичиков ожил. А ведь спектакль «Мертвые души» в постановке Вольховского уже много лет как снят с репертуара, и с его персонажами в исполнении главного художника Елены Луценко можно познакомиться только в театральном музее кукол. В общем, здесь много непонятного, не прирученного самыми искусными кукольниками.

3D-смысл

Сейчас воронежский театр продолжает держать эту высоту и создавать на сцене пространство сложных философских размышлений.

Чтобы все это оценить, надо заглянуть в репертуар и идти в «Шут».

Вот, например, «Король Лир» в постановке Валентина Козловского. Это апофеоз боли, возведенной в космическую степень, которая играется на протяжении пяти действий, двух часов и на одном дыхании. В спектакле особенно ярко проявился неповторимый язык воронежских кукольников: ролевое разделение – слияние актера и куклы на сцене, искусство работать в таком философском синхроне. В результате каждый персонаж транслирует своего рода 3D-смысл.

– Этот спектакль очень современен. Он о том, как меняется душа правителя, если ее растлили ложь и лесть ближнего и дальнего окружения. О том, как мы, утратив чувство вечности, летим к апокалипсису, выстраивая на этом пути свои суетливые приоритеты – вовремя промолчать, вовремя сказать, оказаться «в тренде», – поясняет Светлана Дремачева.

На взрослые спектакли здесь не пропускают детей и даже школьные группы старшеклассников.

– Да, все удивляются, учителя просятся прийти классом, но мы отказываем. «Шут» – это не усвоение Гоголя по школьной программе. Здесь мы можем только говорить, как сами его понимаем. И если вас это интересует лично и вы старше 16 лет – покупайте билет самостоятельно и приходите, – говорит Светлана Дремачева.

Размышления для двухлетних

Впрочем, даже для самых маленьких зрителей воронежские кукольники сохраняют свою уникальную высоту в мировом театральном пространстве. Новый арт-проект «Шута» – «Театр из книжки для малыша и малышки», или «Малышкина сцена», обустроенная на втором этаже отдельно от зрительного зала. Спектакль «Мальчик-рисовальщик» по поэзии Мандельштама на этой сцене стал новым открытием «Шута» в мировом театральном искусстве кукольников. На глазах у самых маленьких зрителей актеры создают новые образы спектакля. Прорисовываемые примус, муха, утюг, шары становятся ожившим пространством, в которое вовлечены сами зрители. На эти опорные «интерактивные» вещи по ходу спектакля наслаиваются новые смыслы, и начинается размышление о поэзии вообще, о ее роли в судьбе человека. Размышление – для двухлетних зрителей. И они понимают.

– Я не соглашусь, что высший пилотаж кукольного театрального искусства – это спектакли для взрослых. «Мальчик-рисовальщик» – так же сложен, как и «Король Лир». Важно – как это делаешь, – говорит Светлана Дремачева.

Впереди

С 10 мая актеры «Шута» вместе с петербургским режиссером Николаем Боровковым приступают к репетиции нового спектакля для школьников «Дракон и золотая черепаха» по мотивам китайских народных сказок. Сейчас в цехах идет работа над куклами, масками, декорациями.

А в 2018 году планируется работа над взрослой премьерой по пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины».

Ольга БРЕНЕР

к шуту Шинель.jpg