Свежие новости
Все новости
Пробки



Воронежский критик – о перипетиях в театрах, свободе совести и цензуре

21.11.2016, 16:42

После нашумевшего выступления художественного руководителя московского театра «Сатирикон» Константина Райкина, в котором он обвинил власть в попытке повлиять на свободу искусства и ввести негласную цензуру, многие видные театральные деятели, общественники и журналисты высказались по этому поводу. Воронежские критики тоже не остались в стороне: о выступлении Райкина, возможной цензуре и положении воронежских театров мы поговорили с критиком, заместителем главного редактора портала «Культура ВРН» Юрием Даниловым.

Вишенка на торте

– Выступление Константина Райкина оказалось резонансным. Он говорил о «наглых наездах на искусство», которые прикрыты словами о «патриотизме» и «высокой нравственности», о том, что свободу художника, творца ограничивают. Каково ваше отношение к этому выступлению?

– Какого-то однозначного ответа на этот вопрос у меня нет. С одной стороны, я поддерживаю Константина Аркадьевича, потому что любые попытки ограничить свободу слова, творчества, самовыражения носят какой-то крайний, даже уродливый характер. Но с другой стороны – сами художники позволяют себе заходить на такие территории, которые довольно сомнительны с точки зрения нравственности.

Я лично не поклонник таких спектаклей, где присутствует нецензурная лексика, «голубая» тематика и прочее. Но есть люди, для которых это важно, и мы не можем их переделать. Нам это не нравится. Но это не значит, что мы должны навязывать им свое видение, запрещая подобные постановки и выставки. Если начать запрещать это, то где гарантия, что за этим не последует запрет чего-то более невинного? В таком случае мы перестанем чувствовать, что живем в свободной демократической стране.

Если не будет свободы, будет только хуже: мы пойдем по пути давления и останемся у разбитого корыта.

– В выступлении Райкина речь шла о закрытии конкретных спектаклей и выставок, которые якобы оскорбили чувства отдельных общественных групп людей и организаций. Что вы можете сказать об этих постановках и выставках? (Выставка Джока Стерджеса «Без смущения», спектакль «Все оттенки голубого» – прим. авт.)

– Нападать на выставки, скажем, Вадима Сидура, известного художника, скульптора, авангардиста – нонсенс! Подвергать работы Стерджеса, талантливого человека, обструкции – абсурд! Ни в одной фотографии, что я посмотрел в интернете, нет ничего того, что надо было бы подвергать запрету. В них нет порнографии, только обнаженные тела, но там стоял ценз 18+. На «Всех оттенках голубого» тоже был ценз…

Да, мне такое искусство неблизко. Я считаю, что искусство должно быть нравственно ориентированным, христианским в своей основе. Но я – не истина в последней инстанции, которой надо верить безоговорочно и принимать все, что я сочту должным. Если такое искусство существует, значит, оно для определенной аудитории нужно и важно.

Мы не должны брать на себя функцию высшего судьи и решать за кого-то, что хорошо, а что плохо. Пусть каждый сам для себя решает, что достойно его внимания, а что нет. Спорить о вкусах, разумеется, можно, но это не должно быть абсурдно.

– Райкин отметил, что «фильтров», которые разрешают или запрещают постановку в театре, очень много, и власть в это вмешиваться не должна. Но, говоря о цензуре, не забыл ли он о нравственных чувствах и воспитании? Можно ли такие спектакли, как «Все оттенки голубого», показывать широкой публике?

– Художники – люди очень ответственные. Они уже прошли определенный творческий путь, достигли высочайшего уровня. Поэтому, если они что-то выносят на сцену, то понимают, что это социально и политически важно, у этого есть своя аудитория.

Заткнуть рот театру – путь тупиковый. Если мы будем двигаться в этом направлении и решать все подобными методами, мы станем пугалом в глазах всего мира. Неужели никого это не волнует? Это же губительно для страны.

Правда, мне кажется, что это невозможно. Но такие попытки все же пугают. И даже больше, чем попытки некоторых режиссеров вынести на сцену всю грязь, которая существует в мире.​

​– Получается, что с мнением художника считаться надо, но и с мнением недовольных их творчеством – тоже. Как найти границу между свободой автора и оскорблением чувств отдельных групп людей? И можно ли это сделать?

– Я, например, не люблю Кирилла Серебренникова или Константина Богомолова. Я не принимаю деструктивное творчество. Если у них такая душа, то я им не завидую. Но у этого есть свой потребитель, поэтому такое творчество вполне может быть. Повторюсь, спорить о вкусах можно, но запрещать ничего не надо. Это как вишенку на торте тронул, и он уже потерял свою привлекательность.

Просто нужно чуть больше терпимости к произведениям искусства, к творцам и любителям того или иного продукта. Есть люди, которых я никогда не пойму, а они никогда не поймут меня. Но кто я такой, чтобы учить их жизни? Люди разные, и нравится им разное. Просто надо уважать друг друга.

Финансовый наркотик

– О выступлении Константина Райкина высказались многие видные театральные деятели. Кто-то из них поддержал высказывание Райкина о возвращении в советские времена, а кто-то сказал, что это вообще несравнимо. Так можно ли здесь проводить параллель?

– Однозначно, нет. Советская власть многих «помяла». За любые простейшие, даже не антисоветские доводы людей прессовали. Советская власть даже в своих самых либеральных проявлениях была довольно жестка. Сейчас все пути открыты, у художников есть свобода совести, понимание, как и что сделать. У некоторых творцов есть, если можно так сказать, дополнительный талант – умение зайти в правильное время в правильный кабинет и договориться о финансировании своей постановки с правильным человеком. И они продвигают свою идею. В советское время такое трудно было представить.

– Константин Райкин говорил о госзаказе, мол, выходки отдельных групп финансируются властью, потому что им те или иные постановки и выставки не выгодны. Возможно ли это?

– То, что эти протесты инспирируются властью – общепринятое мнение в интеллигентной среде. Насколько это так, сказать не могу, я не располагаю подобной информацией. Но мысли о том, что эти действия кем-то координируются, возникают.

Кому это выгодно? Думаю, это точно не исходит от первого или второго лица в государстве, но такие силы, которые хотели бы ограничить творческие поиски, в политике могут быть.

– А не кажется ли вам, что Райкин просто нашел крайнего в своих финансовых неудачах? Обсуждался вопрос о закрытии «Сатирикона».

– Это примитивное понимание. Финансовые трудности в театре он решил, а волнение по поводу судьбы театра у него осталось. Райкин эмоционален, поэтому высказался.

– Но театры сами виноваты в том, что начали брать деньги у властей на постановки. А теперь удивляются, что от них требуют эти средства отрабатывать…

– Да, они сели на денежный наркотик, попались на крючок. К счастью, это не повсеместно. Например, в Воронежской области очень либеральное руководство, оно дает театрам деньги, но не ставит жестких рамок, не навязывает свое видение. Этого и не должно быть. Если художник талантлив, и он уже это доказал, то пусть самовыражается как захочет.

Должно быть доверие с обеих сторон. Вот такая модель должна работать. Но если она не работает, и жесткие рамки вам все же установили, то потрудитесь отработать полученные деньги. А не хотите так реализовываться, не получается договариваться с властями о взаимном доверии, тогда не садитесь на эту иглу, зарабатывайте свободным искусством, и делайте что хотите.

Но пока у нас в театрах преимущественно желают работать по другой модели: вы и денег дайте, и не лезьте. Но это неверный подход.

Воронеж в пример другим городам

– А есть ли место цензуре в воронежских театрах?

– Разве что в советские и постсоветские годы было равнодушие и пресс со стороны властей. В Воронеже, например, Анатолию Иванову под предлогом отсутствия финансирования фактически запретили ставить «Мертвые души», из-за аллюзий, которые там были, из-за современного взгляда художника, намеков на несостоятельность правящей тогда власти. Также множество негласных запретов на современное искусство можно вспомнить.

Но все меняется. На мой взгляд, большую роль в этом играет личность.

– Говорят, что наше искусство «засорено» не нужными людьми, не талантливыми. Скажите, можно ли это опровергнуть на примере Воронежа? Какие культурные события столицы Черноземья достойны внимания?

– Во-первых, «Платоновский фестиваль» – это выдающееся явление. Я горжусь тем, что причастен к его созданию. Во-вторых, люблю отдельные спектакли Камерного театра, питаю слабость к Оперному театру. «Дон Жуан» – очень хорошая постановка. У Оперы есть шанс при нынешнем руководстве подняться, завоевать позиции в Черноземье и вообще в стране. У нас много достойных событий, которые заслуживают внимания. И это, несомненно, большой плюс для культурного развития региона. Нам есть что показать, чем похвастаться перед соседями.

– Кстати, Константин Райкин сказал одну вещь, о которой в дискуссии почему-то забыли. Он обратил внимание, что в театрах не умеют разговаривать между собой, только выносят сор из избы. Вам не кажется, что отличный тому пример наш Театр оперы и балета?

– Во всех перипетиях, на мой взгляд, виновато руководство. Всегда можно договориться, найти возможности надбавок артистам.

При нынешнем руководстве Оперу постоянно лихорадит, здесь не могут найти дипломатические методы улаживания конфликта.

К примеру, конфликт в Театре драмы им.Кольцова сумел уладить только худрук Владимир Петров, потому что это крупная фигура, авторитет, он знает, как найти рычаги воздействия. Думаю, что и Андрей Огиевский (худрук Воронежской оперы – прим. авт.) со временем найдет свой механизм влияния.

– А что можно в современной экономической и культурной ситуации сделать для развития российского искусства в целом и воронежского в частности?

– Не сокращать расходы на культуру. А лучше увеличивать их. В условиях кризиса на спонсоров надежды мало.

Фото из личного архива

Автор: Ирина Лазарева
Смотреть все статьи
Читайте также:
В какую сумму обойдутся воронежским родителям сборы первоклассника в школу
Подробно


Путин наградил ведущую актрису Воронежского драмтеатра Надежду Леонову медалью ордена «За заслуги перед Отечеством»
Заслуженная артистка России, актриса Воронежского драматического театра Надежда Леонова награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Соответствующий указ главы государства опубликован 8 августа.
09.08.2022 15:04.
Владислав Гончаров: «Если у льва хорошее настроение, можно и дважды ему голову в пасть засунуть»
В Воронежском цирке – премьера. Шоу фонтанов «Принц цирка» впервые приехало в наш город и уже успело завоевать сердца зрителей. На представлениях яблоку негде упасть, а билеты разлетаются, словно горячие пирожки.
09.08.2022 13:17.