2024-11-25

Воронежская художница создала арт-дневник по событиям Платоновского фестиваля искусств

Более 60 рисунков со спектаклей, концертов и репетиций, творческих встреч и книжной ярмарки сделала воронежская художница, автор проекта «Архитектурные прогулки» Нелли Фролова. Зарисовки-впечатления по культурным событиям художница создает с 2018 года.

Более 60 рисунков со спектаклей, концертов и репетиций, творческих встреч и книжной ярмарки сделала воронежская художница, автор проекта «Архитектурные прогулки» Нелли Фролова. Зарисовки-впечатления по культурным событиям художница создает с 2018 года.

Все началось с Фернана Леже

Идея создавать зарисовки со спектаклей, концертов и других культурных событий возникла три года назад как раз во время Платоновфеста. Впервые впечатления от увиденного были переложены на бумагу в музее имени Крамского на выставке Фернана Леже, который наряду с Пикассо и Браком стоял у истоков кубизма. Его творчество нашло отражение в зарисовках Нелли Фроловой.

– Когда я вышла из музея, я поняла, что нужно продолжать. Формат зарисовок-впечатлений оказался очень интересным. В тот год было много мероприятий со свободным посещением – от творческих встреч до открытых репетиций выдающихся музыкантов, – рассказывает Нелли. – А уже после Платоновского фестиваля я создала проект «Зарисовки ТАМ и ТУТ», поставив своей целью популяризацию бесплатных мероприятий.

В темпе Шуберта

Каждая из зарисовок-впечатлений наполнена своей историей, и тут не нужно иметь художественного образования, чтобы один раз взглянув на работу, не уловить ее звучания. Одна «говорит» быстрыми, рваными и почти схематичными мазками кисти, другая – плавными и мелодичными. По словам Нелли Фроловой, то настроение, с которым идет спектакль, всегда влияет на движение кисти. А на музыкальных репетициях и концертах в этот раз темп для творчества задавали Шопен и Шуберт.

В темных театральных залах ничего не видно, хотя у художницы была удобная посадка – почти всегда в первых рядах, что позволяло уловить детали, особенности мимики и игры. Нелли Фролова фотографировала отдельные сцены, а после додумывала их, получая единое композиционное впечатление. Ей показалось интересным – поймать и прочувствовать атмосферу спектакля, режиссерскую идею. Зарисовка-впечатление – не фиксация фрагментов как на фотографии, а их переплетение, то, что наиболее впечатлило.

– Все спектакли, за исключением «Коровы», очень динамичные, в них меняется картинка все время, это тоже не позволяет комфортно рисовать. Я рисовала только на одном спектакле – «Фаина. Эшелон», в котором по задумке режиссера зрителей сажают за столы. Для меня это был эксперимент – попробовать запечатлеть момент диалога со зрителем в условиях театрального пространства, – говорит художница. – Но когда ты занят зарисовкой, ты отвлекаешься от спектакля и теряешь что-то важное. Именно поэтому зарисовки-впечатления как бы постфактум наиболее удачный формат.

Герои из спектакля «Приведения» в работе Нелли Фроловой изображены без лиц, а название прерывается через полоски света: так заложено режиссерской задумкой – в постановке Михаила Бычкова артисты не договаривают фразы, обрывая их, делая речь не законченной. Скетч по спектаклю «Причал», который поставили по сценарию неснятого фильма, позволяет поностальгировать оттого, что Нелли соединяет в рисунке взгляд, устремленный в несостоявшееся прошлое, и кадры из любимого многими фильма «Я шагаю по Москве». «Ювенильное море» художница сразу увидела в акварели. Финальную сцену, когда вытекает вода, а люди уходят вдаль, она засняла на видео.

– При создании работ я пользуюсь акварельным маркером и штрихом, пастельным карандашом, гуашью. Через все зарисовки у меня проходит логотип Платоновского фестиваля, где-то рисованный, где-то я его сделала с помощью скотча. Логотип на листах я делала предварительно, поэтому в момент создания зарисовок он становился частью общей композиции. Так, в зарисовке по спектаклю «Все тут.» линия логотипа проходит через лицо писателя Чехова, – добавляет художница.

Подарок для Бутусова

Постановку режиссера Юрия Бутусова Нелли Фролова тоже увидела в акварели.

– Когда я шла на творческую встречу с Бутусовым, у меня уже была готова зарисовка-впечатление с его спектакля «Сын», который он привез в Воронеж. Его портрет я подарила ему в его прошлый приезд в наш город в 2018 году, а коллекционировать только портреты не интересно. Подарила ему зарисовку со спектакля, – объясняет художница. – В спектакле «Сын» мне очень понравилась сцена с дымом, но в этот момент там был только один актер, я решила изобразить и других персонажей постановки в тех характерных позах, которые им были свойственны.

На перформансе по письмам Андрея Платонова «Время, которое я у вас займу, будет коротким» Нелли Фролова создала четыре зарисовки. В них она старалась уловить эмоции, с которыми произносился платоновский текст.

– На пресс-конференции по этому событию нам говорили, что артисты не будут играть, тексты будут без эмоций. Но такие трогательные письма невозможно передать бесцветно, и актеры там такое выдавали – я наблюдала. Яна Кузина, когда читала свое письмо, просто обливалась слезами! Я как завороженная не могла оттуда уйти. Когда я рисовала, мне хотелось поймать то настроение, с которым актер говорит, а это – определенная эмоция на лице, – поясняет художница.

И продолжает:

– Спектакль «Все тут.» Дмитрия Крымова – еще одно мое сильное театральное впечатление. Первым делом я нарисовала стулья, которые мне очень понравились. Они уже стояли на сцене, когда зрители только собирались в зале – сгоревшие, старые и какие-то завораживающие. Я сразу поняла, что на моей первой зарисовке будут эти стулья и барочная декорация, в которой выполнен спектакль.

Воплощение на бумаге нашла встреча Антона Павловича Чехова и Соньки Золотой Ручки, которая была, пожалуй, одной из самых интересных в работе режиссера: писателя Чехова сыграли два актера в одном пальто, а известную преступницу Мария Смольникова, обсыпанная мукой. Нелли Фролова изобразила эту сцену с «третьим лицом» – актером, который играл в спектакле молодого Крымова. Он в ее зарисовке подглядывает за происходящим в разбитое стекло.

Вспомнить, как это было

Нелли Фролова выкладывала свои зарисовки в социальные сети, отмечая на них режиссеров и театры, побывавших в Воронеже на гастролях. Те с благодарностью делились работами художницы на своих ресурсах.

По словам Нелли Фроловой, она не все зарисовки выложила в открытый доступ. В ее планах – организация своей выставки по следам Платоновского фестиваля, если она состоится, то нужно будет покорять зрителей и чем-то новым. Возможно, выставка будет предварять осеннюю программу Платоновфеста (из-за ограничений, вызванных коронавирусом, летом дирекция форума не смогла привезти зарубежных участников, их работы планирует показать в сентябре), чтобы театральная публика вспомнила, как проходили летние события.

– Я очень признательна Платоновскому фестивалю за возможность побывать на спектаклях, концертах и творческих встречах. Это удивительный опыт для меня – зарисовки в фестивальном темпе. С нетерпением жду старта осенней программы, – говорит Нелли Фролова.