Свежие новости
Все новости
Пробки



Ветеран воронежского КБХА рассказал о своей встрече с Гагариным

12.04.2021, 11:42

Старейший конструктор КБХА Эдуард Манулиц имеет прямое отношение к полету в космос Юрия Гагарина. Ту самую третью ступень ракетного двигателя, которая впервые вывела человека в космос, он настраивал собственноручно. При этом Эдуард Георгиевич еще оказался единственным воронежцем, кто участвовал в закрытой с Гагариным в Главном и Особом КБ страны под Москвой после возвращения первого космонавта.

Как воронежские конструкторы готовили к запуску первый в мире пилотируемый космический корабль? Как Гагарин на взлете всю эту работу вдруг рассекретил? И почему на обратном пути он не приземлился в космической капсуле корабля, а катапультировался? Об этом «Горкому36» рассказал Эдуард Манулиц, отдавший родному КБХА 56 лет.

космос.jpg

Соцкультбыт

– Я закончил Харьковский авиационный институт по редкой тогда специальности – жидкостные ракетные двигатели и получил направление в Воронеж. 17 апреля 1959 года стал моим первым рабочим днем в КБХА, которое тогда имело название «Почтовый ящик 20». В тот год из ХАИ нас приехало в Воронеж 19 молодых специалистов. Сначала жили в переулке в конце Краснознаменной в частном домике. Но долго там не выдержали и пошли к генеральному конструктору Семену Косбергу с просьбой переселить поближе. Тот тут же вызвал зама, и нас переселили в заводской дом напротив проходной. Это была двухкомнатная квартира, в которой обитали муж, жена и девять детей. Мы, шестеро молодых конструкторов, жили в одной комнате. В другой комнате и на кухне – хозяева с детьми. Но мы уходили рано, приходили поздно, обращать внимание на бытовую специфику было некогда. Правда, ее следствием стало то, что один из нас женился на старшей дочери хозяев.

На третью ступень

– На момент нашего распределения никаких разговоров о полете человека в космос в КБ не велось. Баллистическая ракета уже была запущена. Но двигатель, который смог бы преодолеть земное притяжение и вывести корабль на вторую космическую скорость, еще не был разработан. Претендентов на разработку такого двигателя у главного конструктора страны Сергея Королева было много. Собрав у себя в Особом конструкторском бюро – ОКБ-1 в подмосковном Калининграде совещание ведущих конструкторов страны, он поставил вопрос о создании третьей ступени для ракетного двигателя в течение полугода. Весь мой дальнейший конструкторский опыт говорит о том, что период от получения ТЗ до серийного производства нового ракетного двигателя составляет не меньше четырех лет. А здесь – полгода. В общем, все молчали, и Королев предложил заняться этим Косбергу. Тот согласился. В результате мы все в воронежском КБ попали на горящую сковородку. У нас, молодых, был только год после института на то, чтобы осмотреться в Воронеже и поучаствовать в других конструкторских разработках в стандартном режиме. А потом стали работать сутки напролет. По две-три смены, иногда неделю не выходили за проходную. Спали где придется. Брали что-то в буфете на ночь перекусить – и снова за работу. Я работал не в конструкторском, а в экспериментальном отделе при сборочном цехе – отрабатывал и настраивал свойства агрегатов до получения нужных характеристик. К слову, за 56 лет на предприятии, с 1959 до 2015 год, мне пришлось заниматься практически всеми двигателями, которые разрабатывались в КБХА.

Уже побывали в космосе Белка и Стрелка, были запущены станции «Луна-2» и «Луна-3», которые сфотографировали обратную сторону земного спутника. По мере того, как и куда ставились разрабатываемые нами ракетные двигатели, мы понимали, что медленно приближаемся к чему-то принципиально новому. Но никто из нас не знал – как, когда и где это произойдет. Мы лишь видели, что требования к нашей работе ужесточаются. И вот одновременно с созданием РД 105 для «лунной программы» мы получили техзадание для разработки двигателя с новыми параметрами, который выведет на вторую космического скорость корабль, пилотируемый человеком. Так в начале 60-го года мы начали разрабатывать РД 109 для ракеты «Восток». Но у нас была колоссальная секретность, и никто не знал о предмете разработок сидящего рядом коллеги.

«Агрегат Косберг» с бантиком

– Я часто бывал в командировках. Очередная из них – в Москву – выпала на 12 апреля 1961 года. Я ехал в ОКБ-1 в подмосковный Калининград. В 10 утра вышел из метро, сел в автобус. У водителя на капоте транзисторный приемник. И вдруг: «Работают все радиостанции Советского Союза!» Когда все услышали, что в открытый космос только что стартовал гражданин СССР Юрий Гагарин, то бросились обниматься, плакали, целовались. Я, честно, не сразу сообразил, что все это имеет прямое отношение к нашему КБ в Воронеже – к тому, чем мы безвылазно там занимались последние месяцы.

Как я потом узнал, на космодроме Байконур ситуация была напряженная. Гагарин докладывал о последовательном запуске ракетного двигателя: «Первая ступень сработала», «вторая ступень сработала». Когда подошла очередь сработать нашей – решающей – третьей ступени, воцарилось молчание. Ведь всей своей работой, создав третью ступень двигателя, мы как бы «завязывали бантик» на космическом проекте. И отрабатывали в земных условиях то, что предназначено для выхода в иное пространство. В общем – наряженное молчание, невысокий Косберг пригнулся к земле еще ниже. Но третья ступень включилась, двигатель ракеты запустился. И вот тут Гагарин и крикнул в эфир «Косберг сработал!» Так он нарушил строжайший режим и рассекретил и Семена Косберга, и всю нашу работу. Ведь она была строго закрыта. Все документы мы брали под роспись. Я лишь знал, что провожу испытания третьей ступени для РД пилотируемой ракеты. Но ни я, никто из коллег не знал дату ее запуска. А весь мир не должен был знать ничего, ни одной фамилии, кроме той, что сообщил ТАСС: в открытый космос вышел коммунист Юрий Гагарин. А Гагарин из корабля вдруг выдает про Косберга, и, как мы потом узнали, американские коллеги решили, что в СССР разработан особо секретный агрегат под названием «Косберг». Гагарина потом за такую выходку пожурили.

Огненный спуск

– Будучи все еще в командировке, 15 апреля я вышел покурить на проходной ОКБ-1 в Калининграде. Смотрю – подъезжают одна за другой машины. Выходит Королев, следом – Гагарин. Так, имея в кармане пропуск на территорию режимного предприятия, я оказался на закрытой встрече с Юрием Гагариным. Когда журналисты на пресс-конференции расспрашивали Гагарина: «Как вы приземлились?» – тот, оглянувшись на начальство, ответил: «Нормально приземлился, в плановом порядке». А здесь на закрытой встрече режимного ОКБ он докладывал среди своих. На самом-то деле, он приземлился не «в плановом порядке» – не в капсуле корабля. Он катапультировался. На момент его полета еще не была отработана надежная система спуска. Уже потом ее в ОКБ-1 у Королева дорабатывал наш земляк Константин Феоктистов. А здесь на встрече, Гагарин признался, что самое неприятное произошло именно при спуске. Он был первым человеком, который увидел через бронированное стекло космической капсулы, что происходит с нею при входе в плотные слои атмосферы. Температура этого «шарика-кабины» колоссально повышается. За стеклом стали появляться языки пламени. А потом огнем был охвачен весь иллюминатор. Гагарин признался собравшимся, что при виде такого огненного зрелища подумал: его полет закончен. Конечно, теоретически все предвидели такой нагрев капсулы при спуске – но никто не предусмотрел психологическое восприятие человека. Так он решил катапультироваться с критической высоты 7 тыс. метров. И благополучно приземлился на парашюте недалеко от капсулы.

В завершении встречи одна из сотрудниц ОКБ прочла стихи и попросила Гагарина: «Разрешите вас поздравить и поцеловать?» Они поцеловались. И вдруг эта сотрудница не дойдя до своего места, возвращается: «Юрий Алексеевич, а теперь разрешите вас поздравить от имени всех советских женщин!» Они снова поцеловались, а собравшиеся взревели от восторга. Королев говорит: «Юра, веди себя прилично! Я Валентине все расскажу!» И дальше в тот день никакой работы у нас уже, конечно, не было. В четыре часа дня я попал на фуршет с Гагариным. И так закончилась моя самая удивительная в жизни командировка.

Сработал

– Именем генерального конструктора КБХА Семена Косберга назван один из кратеров на Луне. Но самого Семена Ариевича при жизни никогда не «звездило». Он был очень простым человеком и для всех нас – абсолютно доступным, без тени начальственного апломба. Он подходил к рядовому конструктору и помогал в чертежах. Подходил к молодому сварщику, брал в руки аппарат и подсказывал, как варить правильно. Вместе с феноменальной эрудицией Косберг обладал феноменальной открытостью. Именно эти его человеческие качества сделали весь наш производственный процесс уникальным – и в стране, и в мире. Мы работали в Воронеже на полном пределе, но не за деньги. Да, зарплата по тем временам была неплохая, но нами двигало совсем другое – неиссякаемое вдохновение. Мы понимали, что создаем историю, волновались и были счастливы.  

Автор: Ольга Бренер
Смотреть все статьи
Читайте также:
В Воронеже названы отмененные из-за коронавируса массовые мероприятия
Подробно


Открывают для посещений приведённый в порядок после затопления в Воронеже Центральный парк
В Воронежском Центральном парке культуры и отдыха (экс-«Динамо») завершаются работы по приведению его после ливневых дождей в порядок, сообщает пресс-служба администрации Воронежа. И уже сегодня, 20 июня, парк откроют для посещения в привычном всем режиме.
сегодня, 10:18.
Вспоминает жительница Воронежа: порой счастливое пионерское детство было даже суровым
Я не очень любила ездить в пионерские лагеря. Вот брат обожал, и просил маму взять путевку сразу на два потока, а в соседнем доме жил мальчик, который уезжал в лагерь на все три смены – с июня по август. Одни дети со слезами умоляли забрать их домой, а другие лучшего отдыха, чем в пионерлагере, не представляли.
18.06.2021 16:47.
«Дискуссионная привлекательность»: воронежцы пытаются спасти яблоневые сады от массивной жилой застройки
Экологические активисты Воронежа 12 июня вышли на субботник на территории бывших яблоневых садов агроуниверситета, которая уже давно считается городским лесопарком. После расчистки сада и уборки мусора началась акция по сбору подписей в защиту зеленой зоны от вырубки и массивной жилой застройки. Собранные подписи инициаторы хотят направить президенту.
18.06.2021 15:56.

Все материалы автора в рубрике "Общество"