Скульптура, живопись, графика, фотографии, инсталляции – всего более двух сотен разнокалиберных предметов художественно-сувенирной продукции – представлены сегодня в галерее современного искусства «ХЛАМ». Экспозиция показывает – фрагментарно, но с любовью – флору и фауну знаменитого Дивногорья.
«Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя увидеть глазом, – словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли...» Эпиграф из Чехова – в тему, но – не приговор: касаемо Дивногорья никакого угасания «жизней» мы, сегодняшние его почитатели, не наблюдаем. Напротив: этот чудный уголок в Лискинском районе, притягивающий магнитом туристов не только из Воронежа и области, становится все популярнее и, во всех смыслах, живописнее.
А что может быть привлекательнее для художника, чем возможность вдохновиться сочной, местами абсолютно дикой натурой? Поэтому новость о том, что известный скульптор Сергей Горшков откроет по весне новую художественную галерею именно в Дивногорье, воспринялась как логичное отражение реальности: где и «прописаться» подобному объекту, как не в загадочной стране меловых гор, макушками подпирающих небо, и эпичных рек, зигзагами окаймляющих заповедную сушу?
Открывая выставку «Флора и фауна хутора Дивногорье», директор «ХЛАМа» Алексей Горбунов пояснил: это анонс обещанной галереи, деятельность которой планируют посвятить «природе и связанной с ней мифологии». О том, что в «ХЛАМе» явлена довольно масштабная модель будущей выставочной площадки, говорил и сам Горшков, посвятивший аудиторию в историю вопроса.
– Казалось бы, все было в Дивногорье – и все исчезло! Море, шерстистые носороги, монастырь, потом колхоз... На грани исчезновения были и величественные меловые Дивы. Но вот появляется музей-заповедник – и время будто бы разворачивается вспять: меловые Дивы реставрируются, пещерные храмы восстанавливаются, степь принимает свой прежний облик и заселяется привычными обитателями.
– Одними из первых, бок о бок с учеными и археологами, стали приезжать в Дивногорье художники, – продолжал Сергей Иванович. – Вдыхая пряные степные ароматы, они с любовью и нежностью всматривались в лица ящериц и муравьев, рисовали портреты стрижей и синеголовника. В результате появился огромный, бескрайний портрет удивительной и волшебной страны, богато населенной редкими и сказочными жителями. И эта картина мира оказалась более достоверной, чем та, которую рисуют исследователи со скальпелями и микроскопами.
Сергей Горшков – от имени всех побывавших в Дивногорье художников – с благодарностью отметил вклад в развитие этой территории директора заповедника, «героической и прекрасной Марины Ивановны Лыловой и ее крошечной армии сотрудников».
Как почти всегда на открытиях выставок в «ХЛАМе», собравшимся предложили быть активными сотворцами события. После «вступительных речей» перед зрителями появилась малышка с клеткой – домиком очаровательного зверька, который в ней и восседал. Под нестареющее «и мой сурок со мною» эта парочка неспехом обошла галерейный зал, после чего уступила «авансцену» бродячим музыкантам экстравагантной наружности – в их ролях выступили Людмила Горшкова и Евгений Чепурин. Последний, вооруженный намеком на балалайку, нарядился в неподражаемые «штаны Чепурина» и прочие составляющие своего легендарного, повидавшего виды гардероба; видимо, такое решение образа спровоцировал необузданный колорит Дивногорья.
Далее народ распустили на все четыре – отправили в «свободное плавание» по выставке, предупредив: под занавес вечера будут подведены итоги конкурса раскрасок, поучаствовать в котором предлагалось всем и каждому. Для чего на большом столе разложили «расходники»: те самые раскраски «природной» направленности, карандаши, мелки, фломастеры – и работа закипела, превращая взрослых в детей и наоборот. Попутно гости угощались «кормом», коим с удовольствием пробавляются грызуны и птички: орешки, сухофрукты, печенье. И, конечно, без фирменного дивногорского напитка, напичканного экстрактами душистых трав, не обошлось; где только артельную бутыль добыли…
Больше всего зрители интересовались, однако, экспонатами – милыми и на сей раз предельно простыми для восприятия. Особое расположение публики вызвали деревянные цветы-звери-рыбы Сергея Горшкова, рисунки его знаменитых друзей Андрея Бильжо, Александра Флоренского, Александра Ножкина, Юрия Татьянина, гигантские тряпичные пауки Евгении Ножкиной, затаившиеся под потолком, мощные гобелены Валерия Мишунина…
Визуальный ряд органично дополняли стенд с тематической литературой и развешанные по стенам цитаты-напоминания-предупреждения насчет того, как не стоит вести себя на заповедных территориях. Жест, замечу, не лишний: сама много раз наблюдала, как люди, не успев ступить на дивногорскую землю, тут же норовят щипнуть подвернувшийся под руку кустик или раздавить какую-нибудь безобидную жужелицу. Так, может, хуторская галерея станет, кроме всего прочего, действенным форпостом по сбережению природы этого уникального местечка? Не такая уж утопия, если вдуматься…