2024-03-19

В воронежском Никитинском театре представили историческую мистификацию

Атмосферный музыкальный спектакль с историческим лейтмотивом «Цыганский барон или дождь из крови» (строго для зрителей старше 18 лет) поставили в Никитинском театре Воронежа.

Атмосферный музыкальный спектакль с историческим лейтмотивом «Цыганский барон, или Дождь из крови» (строго для зрителей старше 18 лет) поставили в Никитинском театре Воронежа. Премьеру показали 16 декабря, второй премьерный показ намечен на 21-е.

Переосмысливал время 1951 года и его влияние на формирование современной жизни режиссер из Санкт-Петербурга Николай Русский (предпочитает, чтобы его называли Коля Русский. – Прим. авт.). В ролях – Борис Алексеев, Марина Демьяненко, Мария Соловей и Михаил Агапов. Хореограф проекта – Анна Донченко, музыкальный руководитель – Ирина Алексеева.

Действие в спектакле разворачивается в сталинское время, а затем – в современное. По сюжету – рабочий оборонного завода по пути в цех сталкивается с цыганкой, та так его испугала, что у молодого человека случается сердечный приступ. Но дело не в цыганке и не в ее словах и действиях: главным героем движет страх, ведь ему показалось, будто под ярким платком скрывается не гадалка, а сам вождь – Иосиф Сталин.

– Спектакль поставлен по готовому произведению, в его основе – рассказ Коли Русского. Договоренность о том, что Коля будет ставить по своему произведению, была изначально. Он уже приезжал в Воронеж на первый фестиваль негосударственных театров «Центр» со спектаклем «Снег любви» по его же произведению. Именно такого проекта, его авторского, мне и не хватало в театре, – рассказал художественный руководитель Никитинского театра, исполнитель главной роли в спектакле «Цыганский барон, или Дождь из крови» Борис Алексеев.

В этом спектакле будто нет персонажей, и в то же время они есть. Повествование ведется не в привычном для нас диалоге, а от лица рассказчиков. Но их судьбы переплетаются, их страхи сгущаются, их жизнь напоминает жалкое существование в ожидании дождя от случайно пророненного слова.

Из декораций – только стул, микрофон и ширма, из-за которой то и дело появляется советский и российский писатель-сатирик Виктор Коклюшкин, его роль исполняет Михаил Агапов. Роль, впрочем, как и само появление талантливого драматурга и сценариста в спектакле, не сразу понятна зрителю, и, возможно, это одна из самых трудных загадок для многих, но выбрось эту деталь из постановки  она наверняка не будет смотреться столь эффектно. Сценография от Юлии Заставы, режиссерская «хватка» Коли Русского и ошеломляющий драйв, с которым артисты подошли к решению актерской задачи, действительно впечатляют, но сильное звено в виде юмористической «врезки», а именно юмором и известен, прежде всего, Коклюшкин, становится здесь ключевым.

Спектакль-мистификация, спектакль с запахом психоделики и даже спектакль-пародия – в самом хорошем смысле – с претензией на историческую достоверность не может быть рассказан иначе. Это сегодня ситуация, доведенная до абсурда, вызывает улыбку, но так ли было всегда? Возможно, именно грань между реальностью и фантазией должен нащупать зритель, а ответственность за это – на персонаже Агапова.

Такая странная, но крайне актуальная история, хотя и не похожая на то, что шло в театре до этого, возникла на сцене Никитинского театра весьма своевременно, уверен худрук Борис Алексеев. Любопытно, но премьера спектакля состоялась накануне дня рождения Иосифа Виссарионовича (он родился 18 декабря 1878 года. – Прим. авт.).

– Текст произведения разложен на музыкальные фрагменты, и такое масштабное музыкальное наполнение спектакля – режиссерское решение, – объяснил Борис Алексеев. – Для меня, как для артиста, это творческие поиски, возможность попробовать себя в новой роли. Это история про деформацию человека, деформацию личности, про то, как внешний фактор влияет на наше сознание, меняет его, а также о том, как прошлое воздействует на день сегодняшний.

Минус спектакля – его хронометраж.

Временной разрыв обозначается антрактом, и истории «до» и «после» несут каждая свою идею, но в спектакле, и без того интригующем сюжетной линией и выводящем зрителя из зоны комфорта, он кажется лишним. Конечно, такое режиссерское решение можно объяснить желанием развести сталинское время и наше. Можно думать, что «пауза» сделана для того, чтобы публика передохнула от сложной визуализации и смирилась с невозможностью моментально осознать то, что творится на сцене. Можно предполагать, что и артисты устают рассказывать эту эмоционально мощную историю на протяжении полутора часов без перерыва. Но искусство субъективно.

Это сложная, странная, но красиво поставленная история, которую хочется пересматривать. Пересматривать в поисках смыслов.

Справка «Горкома36»

Коля Русский – выпускник Российского государственного института сценических искусств в Санкт-Петербурге. До театра занимался журналистикой, имеет степень по филологии. Решением экспертного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит 2016» отмечен специальным призом «За режиссерский дебют»: в 2014 году создал эскиз по рассказу Владимира Сорокина «Волны», вошедший в спектакль «Три текста про войну». Неоднократный участник «Маски Плюс», проводимой в рамках «Золотой Маски».

Фото предоставлено театром

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ