2024-03-29

В воронежском Камерном театре станцевали антиутопию о крахе цивилизации

Третью танцевальную премьеру показали артисты воронежского Камерного театра 18 и 19 сентября. В этот раз в основу постановки «Безмолвная весна» легло произведение Олдоса Хаксли «Обезьяна и сущность».

Третью танцевальную премьеру показали артисты воронежского Камерного театра 18 и 19 сентября. В этот раз в основу постановки «Безмолвная весна» легло произведение Олдоса Хаксли «Обезьяна и сущность».

Вторая антиутопия (первой танцевальной антиутопией стал спектакль «Мы» по Евгению Замятину. – Прим. авт.), воплощенная на сцене танцевальной труппой театра, заставила зрителей переживать гибель целого мира после применения ядерного и химического оружия и сочувствовать персонажам спектакля, которые деградировали в развитии в буквальном смысле до первобытного состояния. По сюжету произведения Хаксли два друга находят отвергнутый кинокомпанией сценарий некоего Уильяма Тэллиса «Обезьяна и сущность» и заинтересовываются им. Далее в книге используется текст этого сценария.

Камерный2.jpg

В постановке хореографа Константина Кейхеля эти два мира – кинорежиссера, который наткнулся на занимательную пьесу, и героев, помещенных в 2118 год, – разделены с помощью сценического большого экрана-полотна, который в буквальном смысле разделяет, казалось бы, две параллельные вселенные – мир сегодня и то, каким он может стать, если переступить черту. Экран в этом смысле становится также и символом, гранью, которой человечество пренебрегло, развязав ядерную и химическую войну. И он рушится. Это означает крах цивилизации.

– Это метафорическое прочтение романа Хаксли. Спектакль наполнен различными символами, отсылками к фильмам и произведениям. Мы стараемся показать мир будущего и те предостережения, о которых говорит автор, – рассказывает Константин Кейхель. – Но мы рассказываем не просто пластическую историю, а историю, наполненную переживаниями. В спектакле используется смесь танцевальных жанров – джаз, модерн, партера с классическими элементами и другие.

Во время спектакля транслируется видео, на котором всплывают титры-подсказки для тех, кто не знаком с текстом Хаксли. Это – строчки из романа, а также  и это очередной символ  портрет Чарльза Дарвина, напоминающий о теории происхождения человека. Эти образы и подсказки легко считываются и с артистов, которые в это время танцуют ритуальные танцы и готовятся к жертвоприношению. Оставшиеся в живых ученые из Новой Зеландии отправляются в экспедицию в поисках биологической жизни на зараженной территории. И это – тема для новой сюжетной линии.

Камерный1.jpg

Партии артистов были крайне непростыми – и пластически, и даже драматургически. Они не разговаривали друг с другом на сцене, но при этом вели напряженный душевный разговор с каждым партнером и каждым зрителем, передавая атмосферу времени, в котором находятся, и свое внутреннее состояние. Как отметил Кейхель, получилась такая мультимедийная история, в которой сплелись воедино хореография, драматургия, авторская музыка и визуальное сопровождение. Над музыкой работал композитор Евгений Чистяков, а над видеографией Алексей Бычков.

– Музыка создавалась в процессе работы над спектаклем. Я считаю, что правильно, когда она создается здесь и сейчас, – отмечает Чистяков.

Спектакль поставили в рамках фестиваля современного театра TERRITORIЯ. Артисты приглашают зрителей вместе поразмышлять на темы, которые волновали Олдоса Хаксли и во многом актуальны сегодня. Билеты в продаже.

Фото из соцсетей Михаила Бычкова

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ