2024-05-16

В Воронеже показали спектакль про серийного убийцу Чарльза Мэнсона

На фестивале независимых театров «Центр» 30 апреля показали моноспектакль актера Василия Буткевича («Мастерская Брусникина», Москва) «Сонм», посвященный теме природы людского зла. В основу постановки положена биография серийного убийцы, создателя и руководителя секты «Семья» Чарльза Мэнсона, осужденного на девять пожизненных сроков за жесточайшие преступления.

На фестивале независимых театров «Центр» 30 апреля показали моноспектакль актера Василия Буткевича («Мастерская Брусникина», Москва) «Сонм», посвященный теме природы людского зла. В основу постановки положена биография серийного убийцы, создателя и руководителя секты «Семья» Чарльза Мэнсона, осужденного на девять пожизненных сроков за жесточайшие преступления.

На сцене только белый дым и деревянная коробка, из которой, весь в белом, появляется он. Ни преступник, ни мелкий воришка – просто мальчик. Но мальчик, которому при рождении мать не дала имени. Рассказ о жизненном пути одного из самых известных преступников последних лет Василий Буткевич и режиссер Семен Ступин ведут хронологически и поэтапно, стараясь не упустить – в какой же момент светлая душа Чарли, который, несмотря ни на что, так обожал свою мать, становится черной?

Мы хотели поставить спектакль о наших страхах, о том, откуда зло в человеке, как можно потерять все и стать чудовищем. Мы думали, какой персонаж подошел бы для этого. Мы поняли, что это должен быть какой-то маньяк. Андрея Чикотило мы не стали брать, побоялись, что в его жизни совсем не сможем разобраться. Почему Чарльз Мэнсон? С ним попроще. И он, как нам кажется с Васей, не безумец, не сумасшедший. Все, что он делал, он делал в здравом уме, – рассказал режиссер спектакля Семен Ступин.

Ужасающе спокойно Василий Буткевич произносит свой текст, в котором нет никаких метафор, украшающих речь, лишь голые факты. Излишняя романтизация образа отсутствует и не нужна. Зачем украшать то, что и без того красноречиво? Мать продает Мэнсона за пиво бездетной официантке. А он ее любит. День, когда она возвращается из тюрьмы, он позже назовет самым счастливым в своей жизни. Но та отдает его в приют, куда и носа почти не кажет. Сбегая оттуда, он пошел к матери, надеясь, что она примет его в объятья, но та лишь захлопывает перед ним дверь. В этот момент мальчик произносит слова, если задуматься, слишком страшные для ребенка: «Я понял, что больше не смогу улыбаться». А когда его изнасилуют в приюте для мальчиков, его тело впервые покроется черной краской.

Ее Мэнсон пытается смыть, но «отмылся» он не только от грязи, но и светлого себя, став уже более уязвимым к пагубным проявлениям жизни. Так он стал учиться ненавидеть себя и весь мир.

Не знаю, был ли это крик его души или обида, но это, по сути, не так важно. Мы анализировали то, как и почему люди встают на темную сторону. «Сонм» – это то, из чего состоит человек. Личность Мэнсона сложилась из всего того, что с ним происходило, – объясняет режиссер.

Что касается декораций, то деревянная коробка существует в театральном пространстве как многомобильная конструкция, которая на протяжении моноспектакля превращается то в помещение пансионата, то в обычную лавку, то тюремную камеру, то словно в хранилище, из которого появляется посуда. Этот трансформер органично существует с Буткевичем, не заставляя его совершать необдуманных действий, лишь бы чем-то заполнить пространство. А вот «черный человек», ограниченный пространством видеопроекции, ограничен только на первый взгляд – его голосом говорят люди, которые участвовали в жизни Мэнсона, его глаза оказываются повсюду, а части его постепенно заполняют всего Чарльза, в какой-то момент и вовсе его поработив.

«Сонм» стал первой режиссерской работой Семена Ступина и первым моноспектаклем «брусниковца» Василия Буткевича. И, пожалуй, это весьма крепкий проект успешного тандема о том, что зло не берется ниоткуда.

Фестиваль независимых театров «Центр» проходит в Воронеже с 29 апреля. Воронежские зрители уже посмотрели постановку Юрия Муравицкого о жизни российских глубинок по пьесе Германа Грекова, сходили на выставку нетривиальных коллажей, героями которых стали артисты Никитинского театра, и взбодрились вкусным кофе на втором Кофейном фестивале. Завершится «Центр» 4 мая.

Фото предоставлено дирекцией фестиваля


ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ