2024-05-17

В «РВК-Воронеж» показали, как современные технологии повышают оперативность устранения аварий

В «РВК-Воронеж» показали, как современные технологии повышают оперативность устранения аварий
В этом году на ключевом коммунальном предприятии города «Росводоканал Воронеж» начал работу ситуационный центр. Это цифровая платформа, позволяющая автоматизировать процессы управления бесперебойным водоснабжением потребителей. О первых итогах работы нового цифрового сервиса воронежским журналистам рассказали в ходе пресс-тура, организованного предприятием.

Специалисты отмечают – теперь диспетчеры буквально работают за пультом управления всей системы, контролирующей гидробаланс города. А система эта не маленькая – 1497 км водопроводных и 1104 км канализационных сетей. И если раньше вся поступающая информация обрабатывалась вручную, а координация действий велась преимущественно по телефону, то теперь диспетчер обладает исчерпывающим объемом данных, а обмен необходимой информацией между участниками производственного процесса всех уровней осуществляется в режиме реального времени.

– Звонит житель, обращение регистрируется и классифицируется оператором. Дальше на заявку автоматически назначается бригада, формируется наряд, мастер с мобильного приложения вносит данные, ставится приоритет, если необходимо отключение, сразу идет рассылка на сайт и в необходимые службы города. И дальше осуществляется контроль, информация о ходе работ вносится бригадой и поступает диспетчеру, который в свою очередь решает, какие дополнительные действия необходимо предпринять, – рассказывает начальник отдела информационных технологий «РВК-Воронеж» Денис Турбанов. – Основные модули ситуационного центра – это обращения, заявки, плановые работы, отключения, наряды на работы, заказ транспорта, статистика и отчетность. Объем очень большой, на сегодня около 300 сотрудников работают в этой системе, но это не предел, имеется большой потенциал для роста.

В ходе пресс-тура журналисты имели возможность непосредственно познакомиться с работой аварийных бригад «РВК-Воронеж». Первый адрес – пл. Ленина, 4. Здесь засорился канализационный колодец, заявка поступила от управляющей компании. Вначале работники водоканала осуществляют механическую – с помощью «гусака» и проволоки – прочистку, чтобы установить причину засора.

– Некоторые жильцы часто путают канализацию с мусоропроводом, – говорит и. о. начальника участка транспортировки канализационных стоков Андрей Котов. – Сбрасывают в канализацию влажные салфетки, тряпки, строительные отходы. Однажды мы даже извлекли покрышку! Использование канализации не по назначению, как правило, и приводит к засорам.

DSC02121.jpg

Подтверждением сказанного стал и этот случай – рабочие извлекли из засорившейся трубы мусор, которого там быть не должно. Вода из колодца ушла, но работа на этом не окончена.

– Далее гидропромывочная машина с помощью специальных насадок под высоким давлением осуществляет промывку трубы, освобожденной от засора, для полной очистки, – поясняет Андрей Котов.

DSC02268.jpg

Вся процедура устранения засора, благодаря скоординированным действиям служб предприятия, заняла не более 15 минут. А мы тем временем отправляемся по следующему адресу.

Микрорайон Первое Мая. По улице Почтовой бежит ручей, причина – прорыв водопровода. Ремонтная бригада уже на месте.

DSC02478.jpg

– Эта утечка – простая, мы ее видим, – поясняет мастер аварийно-восстановительных работ Денис Шаров. – Но нередко рядом с нашими сетями проходят другие коммуникации – кабели связи, теплотрассы. Вода может уходить по ним и выбиваться на поверхность далеко от места порыва. В этих случаях мы начинаем работы только после того, как специалисты определят место аварии.

– Для определения места утечки мы используем специальный течеискатель, – рассказывает начальник диагностической лаборатории Дмитрий Барышников. – Этот прибор с помощью специальных датчиков передает вибрации от трубы и по шуму мы определяем: где сильнее шумит – там и авария. Кроме этого, применяем трассоискатель, который показывает все изгибы, повороты водопровода.

DSC02417.jpg

После того, как место аварии установлено, ремонтная бригада перекрывает воду с помощью запорной арматуры и приступает к работам. Продолжительность устранения аварии зависит не только от диаметра поврежденной трубы и глубины ее заложения, но и от многих других факторов.

– В среднем рядовая утечка устраняется за 2-3 часа. Дополнительное время требуется в тех случаях, когда рядом проходят другие коммуникации, – говорит Денис Шаров. – Серьезная проблема – припаркованные на месте аварии автомобили. Приходится разыскивать владельцев: ходим по квартирам, привлекаем ГИБДД, МЧС, всё это требует времени.

Помимо аварийных работ, бригады Водоканала выполняли в этот день и плановые мероприятия. Так, в Коминтерновском районе осуществлялся демонтаж водопроводной камеры на водоводе диаметром 1000 мм. Работы проводились по запросу городских властей и были необходимы для обустройства дороги к будущей мегашколе, возводимой на Московском проспекте. В связи с этим, кстати, днем 25 мая производилось отключение водоснабжения, о чем потребители были своевременно оповещены через ситуационный центр предприятия.

Несмотря на то, что новый цифровой сервис на «РВК-Воронеж» внедрен недавно, уже с уверенностью можно говорить о том, что сократились сроки обработки и исполнения заявок, возросла эффективность использования оборудования и транспорта, повысились результаты проведения плановых работ. Кроме того, система фиксирует все технические параметры сетей и при их критическом изменении моментально подает сигнал соответствующей службе. Это позволяет во многих случаях предотвращать возникновение нештатных ситуаций.

Эффективность применения ситуационного центра отмечена и на федеральном уровне. Так, в апреле этого года «РВК-Воронеж» стал финалистом I Национальной премии «Умный город» за вклад в развитие цифровизации городского хозяйства.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ