2024-12-14

В Камерном театре Воронежа станцевали стихи Мандельштама

Вечер современной хореографии «Танцуем Мандельштама» вошел в основную программу третьего фестиваля поэтического искусства и стал, пожалуй, главной и самой ожидаемой его премьерой.

Вечер современной хореографии «Танцуем Мандельштама» вошел в основную программу третьего фестиваля поэтического искусства и стал, пожалуй, главной и самой ожидаемой его премьерой. Семь смелых молодых хореографов представили публике семь совершенно непохожих друг на друга пластических миниатюр по текстам, написанным Осипом Мандельштамом.

Танцевали любовь – нежную и сметенную, танцевали боль, взаимоотношения, танцевали жизнь. Оттолкнувшись от идеи стихотворения Осипа Мандельштама, хореографы взрастили полноценные сюжетные истории, а танцевальная труппа Камерного театра продемонстрировала в них не только свои удивительно прекрасные пластические навыки, но и драматическое мастерство. Не говоря ни слова, артисты словно писали стихи пантомимой и ритмом.

В творческой лаборатории приняли участие хореографы Владимир Варнава, Ульяна Чепурина, Павел Глухов, Ольга Васильева, Константин Кейхель, Александр Литягин и Константин Матулевский. К слову, Варнаву ждали в Камерном уже давно. Известный хореограф обратился к стихотворению «Дано мне тело», которое, по его мнению, наиболее хорошо поддавалось обработке «десятиминутными рамками»  примерно столько длилась каждая танцевальная миниатюра.

– Когда перед нами поставили задачу – станцевать стихи Мандельштама, я первым делом выбрал артистов, с которыми буду ставить миниатюру. Для меня это важно, потому что именно они вдохновляют меня на создание той или иной работы, – рассказал Владимир Варнава. – Я выбирал между «Мы живем, под собою не чуя страны» и «Дано мне тело». Второе мне показалось более лайтовым вариантом. Фигура Мандельштама и так драматична, если обратиться к его биографии, а мне хотелось сделать что-то светлое. «Мы живем, под собою не чуя страны» было бы гораздо труднее поставить и пережить, поэтому для этого мало десяти минут. Так что мы рассуждали на тему телесности, себя в танце и танца в себе.

Исполняли миниатюру, поставленную Варнавой, Екатерина Чепорова, Виталий Шилов и Олег Петров.

Ольга Васильева, уже ставившая в Воронеже спектакль «Мы» по Замятину, решила поработать с единственной артисткой труппы Алиной Гужвой, но не по той причине, что считает Осипа Мандельштама камерным поэтом, а потому что давно хотела индивидуально поработать в паре с выбранной артисткой. В центре их миниатюры девушка – одновременно чувственная и сильная, нежная и брутальная.

– Мы вдохновились творчеством Мандельштама, я очень трепетно выбирала стихотворение. Это красивые, но сложные стихи, и я даже в какой-то момент хотела отказываться от этой истории, – призналась хореограф Ольга Васильева. – Но позже я нашла стихотворение «Я наравне с другими», и оно для меня – о женской силе, за которой кроется трогательность, ранимость, эмоциональность. Это все о женской энергии. Такой теплый образ испанской, возможно, женщины, поэтому и музыка немного испанская, и такой откровенный красный костюм, и сочные лимоны – все это подчеркивает женскую притягательность и внутренний стержень.

Невероятно красивы и чувственны оказались миниатюры Александра Литягина по стихам «О, как же я хочу» и «Куда как страшно нам с тобой» и Павла Глухова по тексту «Паденье». Две истории – о том, как любим, и что потом, но такие разные, наполненные смыслом, характером, трепетом и разбившимися надеждами, даже отчаяньем.

Художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычков не сообщал о желании оставить этот вечер современной хореографии, посвященный Мандельштаму, в репертуаре. Но мне почему-то кажется, что зритель ждет.