2024-04-20

Сон под колокольный перезвон: воронежцы поспорили о строительстве нового храма в Северном микрорайоне

Некоторые жители областного центра считают, что в мегаполисе остро не хватает православных церквей. Выход один – строить и открывать новые.

Некоторые жители областного центра считают, что в мегаполисе остро не хватает православных церквей. Выход один – строить и открывать новые. Один из таких храмов в недалеком будущем может появиться на ул. Миронова в Северном микрорайоне – необходимость возведения религиозного объекта неподалеку от окружной дороги обсудили участники публичных слушаний, прошедших в Доме архитектора. 

Место для обители 


Строго говоря, мероприятие было посвящено техническому вопросу: предоставлению разрешения использования участка на ул. Миронова, 39/2 для проектирования и строительства храма. Причем изменять градостроительный индекс в этом случае не нужно: в зоне Ж7, предназначенной для возведения многоэтажек, такой вариант застройки является условно разрешенным. 

P_20160819_101147_HDR.jpg
Необходимость строительства на этой территории храма в своем выступлении обосновал иерей Илья – в перспективе именно он может стать настоятелем новой церкви. По словам священнослужителя, на участке площадью 1098 кв.м планируется возвести храм в честь новомучеников и исповедников земли воронежской. Причем название выбрано неслучайно: оно олицетворяет стремление почтить память всех, кто пострадал за веру в 20-30-е гг. XX века. 

- Этот храм явится символом того, что мы, потомки, чтим подвиг этих людей – для каждого христианина, особенно если он пошел на отстаивание веры в те годы сознательно, можно говорить о свидетельстве живой веры в бога, - убеждал клирик. – Храм станет нашим свободным волеизъявлением – докажет, что мы отдаем дань памяти людям, которые пострадали за Христа в годину лихолетья. 

P_20160819_102842_HDR.jpg
В числе тех, кому будет посвящена новая церковь, иерей назвал мучеников Петра Зверева и Захария Лобова, епископа Тихона Никанорова. 

Клирик отметил прекрасное месторасположение будущей церкви – участок находится возле лесного массива, который «останется нетронутым». При этом сейчас территория представляет собой «настоящую свалку», однако прихожане готовы облагородить участок и привести его в порядок. Священнослужитель сразу поспешил успокоить тех, кто не хочет слышать постоянный колокольный звон – в церкви будет лишь небольшая звонница, которая, по идее, не создаст неудобств жителям. 

- С другой стороны, православный звон, строительство храма – это же проповедь Христа. Почему же мы не можем выступить в поддержку возведения храма? – вопрошал иерей. – Как раньше строились церкви в деревнях? Возле домов. И никто не был против, люди всегда были счастливы. 

P_20160819_105617_HDR.jpg
Затем священнослужитель сообщил, что сторонники появления храма обходили квартиры расположенной в непосредственной близости от участка многоэтажки, собирая подписи в поддержку строительства. И выяснилось, что в доме проживает немало людей преклонного возраста и женщин с маленькими детьми – именно для них расположение храма в шаговой доступности будет максимально удобным. 

Кроме того, храм предполагается небольшим – на 200-300 человек, как раз подходящим по размерам для нового квартала. Клирик признал, что возведение церкви в непосредственной близости от домов может быть «в новинку» для некоторых горожан, однако сразу же привел довод в пользу строительства. 

- Что лучше: возвести православный храм или поставить автомойку, или заведение, торгующее пивом, или очередной автосервис? – обратился иерей к залу. – Если проехать по ул. Антонова-Овсеенко, то мы увидим только гаражи и сервисы, а храма там нет, хотя район большой. 

Многие участники слушаний согласно кивали в такт речи выступающего. 

- До революции в Воронеже было более 50 храмов, сейчас такого количества нет, - добавил священнослужитель. – Наша с вами задача как православных людей – восполнить это число, потому что церковь – дом Божий, который был снесен. 

Слово против 


Затем на трибуну поднялась жительница д. 41 на ул. Антонова-Овсеенко Алла Голованова, которая высказалась против возведения церкви. Женщина рассказала, что ее дом находится всего в 150 м от будущего храма, и выразила опасения по поводу колокольного звона – по мнению горожанки, перед строительством требуется провести экспертизу соблюдения нормативов по шуму. 

P_20160819_103451_HDR.jpg
Также выступающая отметила возможную транспортную проблему. 

- Сейчас жители соседних домов используют наш двор для проезда – другая дорога грунтовая. Но мы опасаемся, что транспортная нагрузка возрастет: кроме регулярных служб в храме будут проводиться и другие церемонии, поэтому свадебные кортежи и похоронные процессии будут останавливаться у нас, - добавила женщина. – И где будут парковаться остальные прихожане – в наших дворах?! 

Выступающая представила комиссии подписи, собранные противниками строительства храма. При этом женщина пообещала обратиться к мэру Воронежа Александру Гусеву с просьбой подобрать для размещения церкви другой участок. 

Народ не безмолвствует 


Впрочем, протест женщины оказался единичным: остальные выступающие горячо поддержали появление храма. Так, жительница Северного Марина Козлова отметила, что в разрастающемся микрорайоне церквей недостаточно: при посещении службы людям приходится тесниться из-за массы прихожан, а иногда попасть в храм просто невозможно. А колокольный звон, по мнению девушки, лишь «гармонизирует и внушает радость» - так что никакого неудобства местным жителям доставить не может. 

P_20160819_104629_HDR.jpg
- Проблемы с подъездными путями и отсутствие парковки не должны становиться препятствием для постройки храма, - отметила девушка. – А территория церкви обычно становится изюминкой района. 

Опять же «гармонизации социальной ситуации» (другими словами, разрешению проблем тех, кто просит милостыню возле церкви), по мнению девушки, будет способствовать и приходская община. Правда, почему выступающая пришла к такому выводу – ведь никакой общины пока нет, как и, собственно, храма – осталось неизвестным. 

Затем слово взял отец девушки. Выступление мужчины было коротким, но эмоциональным: поддержав основные тезисы, озвученные дочерью (упор он сделал на невозможности попасть на службу в храм, особенно в праздничные дни), спикер вспомнил свое детство. 

- Я видел, как с нашего храма в деревне снимали колокола – мне тогда было 9 лет, - со слезами на глазах делился мужчина. – До сих пор не могу думать об этом без содрогания. Разве колокола – это плохо? Ведь звон возвещает о свадьбе – и мы можем порадоваться счастью других, или о кончине – тогда мы можем вместе с близкими умершего предаться скорби, разделить их чувства. 

Собравшиеся в зале снова согласно качали головами – выступление мужчины многих присутствующих не оставило равнодушными. 

Следом за ним молодой человек по имени Павел снова вернулся к инфраструктурным вопросам – напомнил о том, что пожилым прихожанам и женщинам с детьми бывает сложно добраться до церкви. 

P_20160819_101814_HDR.jpg
- Рядом с этими домами нет остановки. То есть как человек должен добираться до храма?! – возмущался выступающий. – Представляете: женщине нужно рано встать, собрать ребенка, довести его до остановки… И ведь можно и опоздать на службу в церковь! 

Действительно, отсутствие автобусной остановки – серьезная проблема. Но почему молодой человек акцентировал внимание только на тех, кто желает попасть на богослужение? Разве другим жителям многоэтажек не нужно с теми же неудобствами добираться с детьми до школы или садика, да и просто на работу? Правда, сложности этих людей выступающий по неизвестной причине оставил за рамками обсуждения… 

Избирательная толерантность  


Как выяснилось, среди участников слушаний оказалось немало приближенных к церкви. Так, звонарь Казанского храма Евгений Угодников ожидаемо поддержал строительство новой обители, но привел довольно неожиданную мотивацию. По словам мужчины, недавно в Железнодорожном районе, где он живет, по инициативе мусульманской общины появился молельный дом. 

- Когда он открылся, здесь начали собираться люди своеобразной внешности, среднеазиаты, были даже негры, - добавил выступающий. – Я не расист, но бабушки и дети, да и жители, которые были раньше толерантны, боялись скопления этих мужчин. Думаю, если бы на этом месте был православный храм, то мусульмане не смогли бы построить свой молельный дом. 

Не согласиться с оратором сложно: ведь представить соседство двух церквей разных религий сегодня сложно. И пусть в нашем городе нет мечети, но действуют синагога, лютеранская кирха; наконец, людям, верящим в разных богов, тоже требуется место для уединения и молитвы. И почему православная в данном случае находится в приоритете – государство-то у нас светское… 

Интересное мнение привела участница слушаний Юлия. По словам женщины, пришедшей на мероприятие с сыном, есть «исследование», доказывающее, что колокольный звон «убивает все вирусы и болезнетворные бациллы в радиусе 70 км от церкви». 

К сожалению, женщина не рассказала, на какое исследование ссылается, так что познакомиться с этой работой не удалось. Впрочем, правильность этих данных, честно говоря, внушает сомнения – в противном случае в Воронеже можно было бы смело закрывать больницы – любой район города, по идее, входит в 70-километровую зону «охвата» церквей. 

- На Руси звонили в колокола непрерывно, это останавливало холеру и чуму, - убежденно заявила женщина. – Мой сын не болеет с 2013 г. – представляете! И все потому, что я вожу его на причастия. Неужели вы не хотите, чтобы ваши дети не болели?! 

Как-либо комментировать выступление женщины никто из присутствующих не стал. Да и слушания вскоре подошли к концу: обсуждение заняло менее часа. После мероприятия некоторые участники продолжили беседы с иереем в фойе Дома архитектора: правда, условия для этого были не самыми подходящими – вокруг бойко торговали трикотажем и постельным бельем (в здании проходила очередная выставка-продажа). А часть тех, кто покинул зал, воспользовались случаем запастись текстилем – жизнь ведь не только духовными заботами ограничивается… 
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ