Свежие новости
Пробки



Почему воронежцы платят за ЖКУ больше, чем ожидалось?

14.03.2017, 13:14
кравцова светлана.jpg

После того как люди получили квитанции на оплату услуг ЖКХ за январь 2017 г., различные инстанции завалили жалобами. Мол, вместо обещанного уменьшения расходов на ОДН оплата в целом только увеличилась. Что же произошло в отрасли, которая является зоной постоянного социального напряжения и скандалов? За комментарием «Горком» обратился к руководителю городского отделения ВРОО «Жилищный контроль», консультанту главы городского округа, члену Общественной палаты Воронежа Светлане Кравцовой.

– Действительно, с 1 января 2017 года произошли изменения в расчетах за жилищно-коммунальные услуги. Первая строка в платежном документе раньше звучала как «Содержание и ремонт жилья». Сейчас она видоизменилась и называется «Плата за жилое помещение», – говорит Светлана Юрьевна. – Напомним, структура оплаты жилого помещения включает в себя (в соответствии со ст. 154 ЖК РФ) вознаграждение работ по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, а также холодное, горячее водоснабжение, водоотведение сточных вод на содержание общедомового имущества (ОДН).

Перевод платы на расходы за ОДН в первую строку согласно 176-ФЗ не требовал решения общего собрания собственников. Однако такой перевод должен происходить в соответствии с действующими на 1 ноября 2016 года нормативами, которые установило правительство Воронежской области. Если УК предъявляют объем сверх установленных норм – это, естественно, нарушение со стороны обслуживающих организаций.

– Много ли на сегодняшний день выявлено таких нарушений?

– В рамках проекта «Школа грамотного потребителя» проведен мониторинг первого месяца оплаты, когда ОДН перенесли в первую строку. Также свой мониторинг проводили и воронежские общественники в тех многоквартирных домах, где плата, по общему мнению, была сильно завышена. Выяснилось, что большая часть УК, которые обслуживают 2/3 населения Воронежа, действительно нарушили тот норматив, который установило региональное правительство.

– Как можно было «неправильно» рассчитать первую строку?

– Во-первых, в расчете имеет значение площадь мест общего пользования. Это, к примеру, общая площадь дома, из которой вычитается совокупность площадей жилых и нежилых помещений.

Управляющие компании неправильно рассчитывают объем, который предъявляют населению к оплате, завышая площадь мест общего пользования. К примеру, при расчете за горячее водоснабжение УК не минусуют площадь чердаков, что должны были бы сделать.

Другой пример: рассчитывая стоимость электроэнергии, выставляют в два-три раза больший объем, который не только превышает норматив, но и в принципе не может быть применен к населению. Какие площади при этом принимаются во внимание – загадка!

– Получается, что более прозрачными расчеты не стали?

– Когда принимался закон, предполагалось сделать платежные документы более прозрачными, уменьшить общедомовые расходы, которые предъявлялись населению без учета норматива. На деле оказалось, что здесь все зависит от добросовестности обслуживающей организации. У нас есть такие ТСЖ, которые мы очень часто ставим в пример, у которых расхождения по приборам учета с ресурсоснабжающими организациями составляет 1 куб.м воды в месяц или несколько киловатт-часов, т.е. фактически – цифра в цифру.

Того же нельзя сказать о шестнадцати крупных управляющих компаниях, которые обслуживают 2/3 многоквартирных домов Воронежа, таких как УК «Стройтехника», УК Советского района, УК Ленинского района, УК Коминтерновского района, УК «Бульвар Победы» и т.д. Из-за огромного количества жалоб, поступающих от населения, эти компании постоянно на слуху: именно у них предъявляемый объем не соответствует нормативу, утвержденному в Воронежской области. Это видно из платежных документов.

Более того, в этих УК сумма по первой строке в реальности увеличилась не до 100 руб., как это произошло в добросовестных компаниях, а от 100 до 600 руб.

– Есть ли конкретные примеры, когда люди стали платить значительно больше?

– Конечно, есть. Была такая нашумевшая компания УК «Стройтрест 2П», которая обанкротилась и порядка 200 млн руб. не заплатила ресурсоснабжающим организациям. Притом что жильцами в основном все было оплачено. Появилась новая компания, УК «Город», которая объявила себя, так сказать, «преемником» предыдущей организации. В чем же здесь неприятный момент? Непонятно, что это за протоколы общих собраний, на которых жители якобы голосуют за управляющую компанию, где работают все те же сотрудники, которые и ранее обслуживали их дома? Ведь дома не просто обслуживали плохо, их жителям фактически не оказывали никаких услуг: невозможно было найти дворников, уборщиц, никакой технической работы не производилось, лампочки отсутствовали, в подвальных помещениях жили крысы… Это то, что мы выявляли с комиссией, куда входили представители управления ЖКХ, Госжилинспекции, МЧС, общественники.

Понятно, что УК «Город» – это та же компания, только сменившая название. Кроме того, у них на руках были все паспортные данные жильцов. В такой ситуации было легко сымитировать общее собрание жильцов. Люди в руках бюллетени для голосования, похоже, и не держали...

Кто-то стучался в дверь, просил подписать какие-то бумаги… Понятно, что в такой ситуации невозможно досконально изучить протокол собрания жильцов, однако на основании большого количества жалоб можно предположить, что при проведении собраний было нарушено много пунктов законодательства. И вот у этой компании, по сравнению с декабрем 2016 года, увеличение платы только по первой строке составило более 400 руб. Конечно, это существенно бьет по кошелькам людей.

– Что в такой ситуации делать с управляющими компаниями, которые не соблюдают законодательство и установленные нормативы?

– Если УК слишком высоко поднимает плату, выставляя потребителям непомерно раздутые счета, то здесь налицо желание необоснованно обогатиться. Какую дополнительную прибыль компания может получить от управления многоквартирным домом? Только лишь если она недоплатит ресурсным организациям либо сэкономит денежные средства, направленные на обслуживание дома. Гражданам можно и нужно обращаться в правоохранительные органы, прокуратуру. Часто действия работников управляющих компаний при завышении платежей подпадают под статью Уголовного кодекса.

– Будут ли как-то решаться вышеназванные проблемы на законодательном уровне?

– Конечно. Сейчас депутат Государственной Думы Евгений Ревенко вместе с помощниками и сотрудниками региональной приемной обрабатывает поступившую информацию, как от официальных органов, так и конкретные заявления общественников. В том числе он будет использовать и наши данные. После чего депутат выйдет с законодательной инициативой, которая бы позволила навести порядок в вопросе ОДН.

– А на местном уровне?

– Те нарушения, которые общественниками будут обнаружены в платежках за февраль, мы обобщим и направим в Государственную жилищную инспекцию для принятия мер.

Беседовал Дмитрий КАЛЯДИН

Читайте также:
Губернатор инициировал открытый конкурс на лучший проект Воронежского театра оперы и балета
Подробно


В Воронеже к началу отопительного сезона готовы 99% многоквартирных домов
В Воронеже к старту отопительного сезона подготовлены все котельные и центральные тепловые пункты, а также 99,7% многоквартирных домов. Об этом 21 сентября на планерке у губернатора Александра Гусева сообщил мэр областного центра Вадим Кстенин.
22.09.2020 08:50.