2024-03-29

От вина виноватые: как страховщики будут разбираться с пьяными водителями и владельцами прицепов

В России начала действовать новая редакция закона об ОСАГО. В ней – не самые масштабные новшества, но они есть.

В России начала действовать новая редакция закона об ОСАГО. В ней – не самые масштабные новшества, но они есть. Страхование авто ведь такая вещь: поначалу кажется, что нюансы не важны, но потом выясняется, что именно в них-то и вся загвоздка. Поправки коснутся не всех водителей, но для тех, кого затронут, многое может поменяться, поэтому «Горком36» решил сделать обзор изменений.

Не проверился – плати

Самое интересное нововведение сенсацией не стало, наоборот, чего-то подобного все ждали. Если произошло ДТП по вине гражданина, который отказался от медицинского освидетельствования, страховая компания теперь имеет право подать к нему регрессный иск с требованием возместить ущерб. Прежде такая возможность была предусмотрена только в случаях, когда водитель был пьян и это доказано, а вот тех, кто отказался от освидетельствования, это как бы и не касалось.

Да, КоАП предусматривает одну и ту же санкцию за пьяное вождение и отказ от проверки (30 тыс. руб. штрафа и лишение прав), но то КоАП, а вот страховая компания предъявить встречные требования раньше не могла. Теперь может.

Это лишает любителей выпить возможности отремонтировать чужое авто по страховке. Если устроил ДТП в пьяном виде, то за свой счет придется ремонтировать все пострадавшие машины. Причем потерпевший в данном случае в правах не ущемлен – ему ремонт страховая компания оплатит, но потом все взыщет с виновника. И это нам кажется справедливым.

Коварная галочка

Страховые компании получили возможность регресса и еще в одном случае: если аварию спровоцировал водитель транспортного средства с прицепом, информации о котором нет в полисе ОСАГО. Прицепы уже давно не нужно страховать отдельно (хотя на заре ОСАГО это требовалось), они как бы входят в состав автомобиля. Однако при страховании нужно поставить специальную галочку в графе «Автомобиль эксплуатируется с прицепом». Для легковых машин физических лиц «стоимость» этой галочки бесплатна – им доплачивать за расширение страховки на прицеп не нужно, а вот другим категориям владельцев авто – да!

Для легковых авто, принадлежащих юридическим лицам, стоимость страховки увеличивается на 16%, для тракторов, дорожно-строительной техники, других транспортных средств – на 24%, для грузовиков до 16 тонн – на 25%, для грузовиков тяжелее 16 тонн – на 40%. Не заплатил и не получил нужную отметку – прощай выплаты по страховке.

Документов стало больше

Уточнен порядок предоставления документов о ДТП. В старой редакции закона говорилось, что страховщики принимают от автовладельца «документы, оформленные сотрудниками полиции». Теперь документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, может выдавать не только полиция, но и «аварийно-спасательные службы, выезжающие на место ДТП, и медицинские организации».

Это важно, потому что теперь легче доказать нематериальный ущерб. Полицейские составляют опись повреждений авто и с этим проблем обычно нет, а вот с доказательством ущерба здоровью они случаются, и теперь справка от медиков тоже является обязательной для страховой компании.

Уточнение про спасателей тоже возникло не без оснований – если на место аварии выезжают представители МЧС, которые для спасения человека вскрывают машину пневматическим инструментом, спасатели могут выдать об этом справку, и такой ущерб тоже должен покрываться страховой компанией.

Покупать в России

И еще пару мелких новшеств. Есть важное уточнение по так называемой грин-карте (международного полиса страхования гражданской ответственности). Новые поправки указывают на то, что полис необходимо купить, еще находясь на территории России, а сотрудники таможенной службы получили право этот полис у водителя проверить. Раньше такого требования не было.

В общем, кто предупрежден, тот вооружен. Не забывайте о принятых поправках: даже если сейчас вас они не касаются, то кто его знает, как сложится ситуация.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ