Культура секонд-хенда
Сегодня «Зеленый дом» – это пространство в Коминтерновском районе Воронежа, где собирают около 30 видов фракций, ведут информационную работу, на месте помогая посетителям разложить вторсырье по контейнерам, и благотворительный магазин на цокольном этаже, где можно приобрести одежду, обувь, книги, посуду, а иногда и бытовую технику по низким ценам.
– Мы хотим, чтобы тот, у кого есть желание «расхламиться», сделал это, а тот, кто не может позволить себе новые вещи, приобрел их в благотворительном магазине по доступной цене. Хотим привить воронежцам культуру раздельного сбора вторсырья и культуру секонд-хенда. Это не что-то только для бедных, это про экологичность и осознанность, – говорит Екатерина Хомич. – Все вещи нужно использовать по максимуму, чтобы они отслужили весь свой срок, а не выносить на помойку в надежде, что кто-то не постыдится их взять.
Принося вещи для благотворительного магазина и вторсырье на переработку в «Зеленый дом», воронежцы не только оберегают планету от захламления, но и позволяют экоцентру продолжать свою деятельность. С помощью заработанных от продажи вещей в благотворительном магазине средств и того, что «Зеленый дом» выручает, развозя собранные крупные партии вторсырья по пунктам приема, экоцентру удается покрывать часть аренды из 100 с лишним тысяч рублей. И это, говорит экоактивистка, еще «дружеская» цена. На доход выше они не могут рассчитывать – вторсырье очень дешевое, и, если собственники повышают аренду, им приходится съезжать. За восемь лет, что Екатерина в экотеме, она уже трижды меняла локацию своей деятельности.
– Почти каждый год экоцентр вынужден был переезжать. Мне доводилось заниматься сортировкой вторсырья у мамы на участке, когда не было никакого помещения для сортировки и накопления вторсырья на переработку, сортировали с волонтерами под открытым небом. Потом сняли гараж с крысами (смеется), затем оттуда перебрались на другую территорию – работали на улице под навесом, и только в 2023 году «Зеленый дом» обрел помещение для работы на собранные пожертвования, – говорит Екатерина Хомич. – В Воронеже экопривычкам следуют только 3% населения. Но им важно куда-то приносить, а другим – важно где-то брать, к тому же, чтобы наши дети жили на планете с «не убитой» окончательно экологией, важно заниматься популяризацией экологической темы и раздельного сбора. Мной это движет.
Экологичная экспозиция
Посетителей «Зеленого дома» встречает информационная выставка, на которой можно наглядно увидеть вторую жизнь отправленных на переработку отходов. Катя мечтает, что когда-то эти предметы из экспозиции найдут место в «музее переработки», который она надеется открыть, если удастся найти помещение в 400 кв. м по приемлемым ценам.
На одном из стеллажей в качестве наглядного пособия – два «тюка». Это утеплитель и мульча, изготовленные из вторсырья воронежским предпринимателем. При производстве строительного утеплителя используются измельченные книги и газеты, такой материал является хорошей альтернативой минеральной вате: с его помощью можно заложить все пустоты. Мульчу для посева газона также делают из старых книг и газет. Солнечногорский опытно-экспериментальный механический завод передал в «музей» «Зеленого дома» разные изделия из пульперкартона. Это забавное название материалу придумали там же. Из вторсырья на заводе изготавливают пульперкартон, который становится основой для яичных сеток, подставок под фрукты и кофе, емкостей для порошка и прочих изделий.
– Это помогает проводить экскурс в нашу непростую экологическую тему. Пока многие люди не понимают, что поддается переработке, а что можно только выбросить. Не знают, кто занимается переработкой вторсырья в нашем городе, не разбираются в маркировке товаров, – говорит Хомич. – Мы рассказываем об этом, демонстрируем изделия из вторсырья и, конечно, принимаем его, потому что про экологию можно сколько угодно говорить, но куда важнее дать людям практическую возможность куда-то принести и сдать то, что обычно они выбрасывают.
«Зачем ты это делаешь?»
– Но по-прежнему мало людей имеют экопривычки. Большинство озадачено своими личными проблемами и не хочет прилагать усилий, чтобы улучшить мир вокруг для общего блага. Сортировка мусора до сих пор воспринимается как занятие для фриков. Люди порой и вовсе спрашивают: а почему мы должны ковыряться в мусоре? А картинки с полигонов, которые мы видим в интернете, не мотивируют на то, чтобы не пополнять свалки. Я как-то съездила на свалку, и для меня это был шок. Это апокалипсис! Вот куда нужно водить людей на экскурсии, чтобы они увидели это своими глазами. Но кто ж поедет! Это не развлекательное мероприятие, – рассуждает Екатерина. – Но для меня это странно. Мы унаследовали окружающую среду от предков и должны постараться передать ее в том же состоянии другим поколениям. Меня часто спрашивают: «Катя, зачем ты это делаешь?» Ей-богу, даже обидно. Сейчас почему-то стало стыдно делать замечания людям, которые бросают мусор прямо на улице. Многим нет дела до того, что происходит вокруг. Главное, чтобы у них все было хорошо, поэтому занимающих активную позицию часто воспринимают как людей не от мира сего. Но благодаря тем, кто все же нас поддерживает, мы продолжаем работать. Это дает понимание, что не все потеряно, что есть люди сознательные.
Впрочем, человеческий фактор и плохая информированность – лишь толика всех бед нашей экологии. Среди прочих факторов, влияющих на сферу, активистка называет скудную инфраструктуру и низкую стоимость вторсырья, неспособную мотивировать бизнес всерьез заниматься переработкой.
– Чтобы перейти на культурный способ обращения с отходами, имеющихся пунктов приема недостаточно. А вести прием большого количества фракций бизнесу невыгодно, это убыточная история. Можно хоть что-то заработать на производственной пленке, ее тонны. А вот, скажем, на батарейках – нет. Их и выбросить нельзя, да и сдать теперь тоже проблема. Или тетрапак. Бесплатно собрал – бесплатно отдал. Ну и кто это будет делать? Бизнес не хочет, только экоактивисты. Да и оттого, что поставили контейнеры для раздельного сбора во дворах, знания населения лучше не стали. С другого нужно начинать – ввести стандартизацию упаковки для производителей. Нужна мощная информационная кампания, социальная реклама из каждого утюга. Не с баков начинается раздельный сбор, а с экологического просвещения.