2024-09-18

На века: как создавалась «банковская архитектура Воронежа»

На века: как создавалась «банковская архитектура Воронежа»

В нашем городе сохранилось немало зданий, в которых когда-либо располагаются или когда-либо располагались банки. Архитектура каждого уникальна. Бывшие банковские здания, сохранившиеся до наших дней, находятся в самом сердце Воронежа, утверждают краеведы.


В нашем городе сохранилось немало зданий, в которых располагаются или когда-либо располагались банки. Архитектура каждого уникальна. Бывшие банковские здания, сохранившиеся до наших дней, находятся в самом сердце Воронежа, утверждают краеведы.

image4.jpeg 

Площадь Ленина, 11 (ныне здание ЗАГС)

Проект здания, разработанный архитектором С.Л. Мысловским, утвердили в городской управе 14 февраля 1881 года. К лету следующего года строительство завершили.

 1881 года и до революции в здании располагался Воронежский коммерческий банк, который был открыт в Воронеже 21 мая 1873 г. Впоследствии конфискации жилого помещения (в 1918-1919 гг.) его в 1920 годы занимал Национальный банк. В 1934 году дом был надстроен 3 этажами по плану архитектора Н.В. Троицкого в манере классицизма и стал поворотом в стилистическом направлении воронежского зодчества 1930-х годов. Троицкий первым из воронежских архитекторов наотрез отказался от конструктивизма и создал проект в псевдоклассических формах.

Трёхэтажная жилая надстройка была построена в 1935 году. В ней отлично проработано содержание ордера и прорисовка подробностей, благодаря чему помещение стало одним из самых прекрасных в мегаполисе.

После надстройки в здании располагался Промышленный банк. Но эта надстройка подходила мало для жилого дома ввиду того, что не была выражена конструкция многоквартирного жилого дома. Балконы находились только на 3-ем этаже и имели декоративную функцию. Бесспорно, по причине этого и было решено выполнить внутреннюю перепланировку для размещения в здании Дворца бракосочетаний. С 1973 года расположен всем знакомый Дворец бракосочетаний. Кроме этого, в здании находится Департамент культуры Воронежской области.

Сложное в проекте разноэтажное помещение заштукатурено. В декоративном решении обращенной к улице четырехэтажной части применены нотки классицизма. Пятиэтажные дворовые крылья и выступающий между ними на колоннах объем сделаны под воздействием конструктивизма. Насыщенная декором нижняя часть строения смотрится довольно автономно. Большие арочные проемы с архивольтами разделены друг от друга подобием широких пилястр, обработанных гипертрофированным рустом. Квадры бриллиантового руста помещены под окнами и включены в довольно широкий венчающий карниз. В боковых ризалитах средние проемы фланкированы узенькими прямоугольными окнами и необыкновенными круглыми нишами-полусферами. Объем коммерческого банка хорошо читается не только на основном, но и на боковом фасадах, где он обозначен лопатками, венчающим карнизом и крупными арочными окнами.

Высокий 1-й этаж выглядит как цоколь для верхней части выполненной в более сухих формах советского классицизма. На боковые ризалиты опираются портики из трехчетвертных колонн с коринфскими капителями, над колонными портиками  маленькие пилястровые. Между портиками балконы. Фасад закончен парапетными стенами, чередующимися с балюстрадами. Крупные арочные проемы третьего этажа перекликаются с окнами нижней части здания.

 Изнутри сохранилась симметричная трехчастная конструкция коммерческого банка с операционным залом в середине  нынче холл Дворца бракосочетания.

image4.jpeg

К 1915 году Волжско-Камский коммерческий банк выстроил для себя прекрасное помещение на Большой Московской, и теперь занимаемое администрацией города Воронежа (ныне ул. Плехановская, 10). 

После революции в здании размещался губернский союз потребительских обществ, затем – военный комиссариат. В 1930-е годы помещения заняли работники горсовета. Дом пострадал во время Великой Отечественной войны – разрушилась часть фасадной стенки. Новую жизнь здание получило в середине XX века. После реконструкции изменили лишь внутреннюю планировку здания, внешний вид воссоздали. Сохранили 2 статуи под крышей. В начале это были фигуры древнегреческих богов Гефеста и Артемиды. Считается, что советские архитекторы пощадили богов из-за того, что они были тружениками: Гефест – благодетель кузнечного дела, а Артемида отвечала за плодородие и животных. Но название скульптурной композиции все же скорректировали. Так появились Рабочий и Колхозница. 

В 50-х годах в здании разместился исполком городского совета, а с 1990-х годов по настоящее время – администрация городского округа город Воронеж. 

image5.jpeg

Улица Плехановская, 10 (ныне здание администрации города)

В доме Иншакова на Большой Московской (ныне ул. Плехановская) помещалось Воронежское отделение Волжско-Камского коммерческого банка, основанного в 1870 году в Петербурге.

Улица Орджоникидзе, 41 (ныне здание следственного комитета России по Воронежской области).

Отделение Государственного Дворянского земельного банка находилось на Большой Девицкой (ныне ул. Платонова).

Государственный дворянский земельный банк был учрежден в 1885 году для выдачи долгосрочных ссуд дворянам-земледельцам под залог принадлежавшей им земельной собственности.

В начале 1890 года на углу улиц Большой Девицкой и Воскресенской купец М. Синицин выстроил 2-этажный дом, содержащий стиль классицизма, с округленной угловой частью фасада и балконом. С конца 1890-х годов данное здание было выкуплено у наследников купца Синицина для губернских филиалов деревенского поземельного и Государственного земельного банков.

 В 1910-1911 г. дом был перестроен в модернистском стиле по плану архитектора М. Замятнина.

Дворянский банк располагался со стороны Большой Девицкой улицы, Крестьянский банк  со стороны Воскресенской улицы (ныне ул. Орджоникидзе). После 1919 года здание заняли губернский суд и иные учреждения. 

 Во время боев ВОВ помещение всерьез пострадало. Полностью была уничтожена кровля, все изнутри выгорело, половина здания  обрушена, но основные стены дома, построенные для банка, остались. Здание было реконструировано после завершения войны.  При этом к нему были пристроены крыло со двора и надстроено крыло по ул. Орджоникидзе. Таким образом, основная часть нынешнего здания построена более 90, а нижняя угловая часть  более 110 лет назад.

 image7.jpeg

Улица Театральная, 36 (ныне здание Отделения по Воронежской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу).

Данный объект культурного наследия расположен на пересечении современных улиц Театральная (первоначальное наименование – Публичная, Мясницкая, 11 Мая), Карла Маркса (Старомосковская, Большая Садовая) и проспект Революции (Большая Дворянская). 

До образования площади Ленина площадь Никитина перед главным фасадом здания исполняла роль главной городской площади.  Застройка Никитинской площади, сложившаяся в 1930-е годы, несла в себе редкие для конструктивизма черты ансамблевидности. Новостройки 30-х годов подчеркивали значимость главной городской площади того времени, придавая ей единый законченный административно-деловой вид. Одну из важных градоформирующих ролей имело здание Госбанка, построенное в стиле конструктивизма.

Конструктивизм  стиль, наиболее широко проявивший себя в советское время. Это новое направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве,  зародившееся  в начале 1930-х годов в СССР. Это течение является одним из направлений нового авангардного пролетарского искусства.  Главной отличительной чертой конструктивизма от остальных течений в архитектуре и искусстве является тот факт, что в основе художественного образа лежит конструкция и функциональное назначение.  Большинство последователей конструктивизма настаивали на отказе от излишеств.

В 1929-1930 годах на площади возводится здание Госбанка. Проект здания в стиле конструктивизма выполнил архитектор Дмитрий Алексеевич Дегтярев (1886-1947). Проект здания  Госбанка получил широкий общественный резонанс. Эскиз фасада здания был опубликован в газете «Коммуна», ход строительства также отражался на ее страницах. Строительство должно было быть закончено к 16 ноября 1929 года. Точных данных о фактическом окончании строительства нет. Большинство историков относит окончание строительных работ к 1930 году. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. Выгорели крыша, перекрытия, интерьеры. Капитальные стены устояли. Восстановление здания происходило также под руководством Дегтярева. В результате, несмотря на веяния классицизма в архитектуре тех лет, это позволило сохранить внешний облик сооружения практически в прежнем виде.

Александра Шпоренко, студентка факультета журналистики ВГУ

Фото: "Википедия"