Сегодня на региональной сети автодорог России насчитывается порядка 64 тысяч искусственных сооружений ― мостов, путепроводов и эстакад, при этом порядка 7% из них находятся в аварийном состоянии. Большинство таких объектов было построено в 50-60-х годах прошлого века, они проектировались в расчете на определенную нагрузку. Однако с тех пор интенсивность дорожного движения увеличилась в десятки раз.
– Старение конструкций, недостаточное внимание к содержанию сооружений, превышение допустимых нагрузок ― основные факторы, влияющие на снижение надежности и долговечности мостов. При этом капитальный ремонт или реконструкция искусственного сооружения требует значительных финансовых средств, которых в бюджетах субъектов недостаточно. Именно поэтому было принято решение о создании отдельной программы по восстановлению таких объектов, — отметил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
В ближайшие три года на реконструкцию аварийных мостов и строительство путепроводов на дорогах регионального и местного значения из федерального бюджета направят 287,8 млрд рублей. Масштабные работы пройдут в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть», входящего в состав дорожного нацпроекта.
– Как правило, такие сооружения являются жизненно важной частью не только местной, но и межрегиональной транспортной инфраструктуры. Последствия их разрушений или просто ограничение движения вызывают существенные потери для экономики и значительные неудобства для населения. Именно поэтому до 2024 года мы планируем направить регионам 200 млрд рублей на приведение в нормативное состояние 100 тысяч погонных метров мостов и еще 87,8 млрд — для строительства 121 путепровода, — обозначил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
Планируется, что работа будет продолжена. На сегодняшний день количество заявленных регионами искусственных сооружений составляет 5,7 тыс. единиц. Общая протяженность аварийных и предаварийных мостов, путепроводов и эстакад возросла до 290 тыс. пог. м. Исходя из этого, предварительная оценка федеральной поддержки для приведения этих объектов в нормативное состояние превышает 500 млрд рублей.
Первые шаги по улучшению состояния искусственных сооружений на региональных дорогах уже сделаны. Так, в этом году части субъектов выделены федеральные средства на проведение таких работ в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». При этом внимание уделяется как крупным мостовым сооружениям, так и небольшим, но очень значимым для населения объектам. Например, в этом году введены в эксплуатацию мост через реку Сок в Самарской области, Бакунинский мост в Пензе и мост через реку Сельдь в Ульяновской области.
– Благодаря национальному проекту возведение масштабных объектов сейчас идет по всей стране: это не только реконструкция мостов и путепроводов, но и строительство обходов городов, новые улицы, новые участки региональных дорог. Начиная с 2019 года стартовали работы на 140 таких региональных и местных капиталоемких объектах, порядка 120 из них уже введены в эксплуатацию. Всего же за три года благодаря нацпроекту нам удалось отремонтировать более 40 тысяч км дорог, — подчеркнул руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
Тем временем
В Воронеже 20 мая 2020 года мост через водосброс Воронежского водохранилища стал доступен для проезда автомобилей после ремонта. Открытие движения произошло более чем на четыре месяца раньше срока, предусмотренного муниципальным контрактом.
1 октября 2021 года после строительства нового путепровода начали движение автомобили по виадуку на ул. 9 Января. Мостопровод находился в аварийном состоянии и в то же время имел важнейшее значение для связи Коминтерновского района с центром.
7 мая 2021 года после реконструкции открыто рабочее движение по путепроводу возле «Работницы» на улице Ленина, полностью автомобили поехали по всем 4 полосам 1 июня. Виадук соединяет две важные артерии города – проспект Революции и улицу Ленина. В сутки по участку проезжает до 60 тыс. машин.
Все эти проекты в Воронеже были реализованы благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги».