На прошлой неделе воронежцы смогли от души посмеяться над народной комедией «Хочу на Сейшелы», в которой сыграли такие известные актеры, как Сергей Баталов, Марина Яковлева, Наталья Бочкарева и др.
Спектакль, поставленный режиссером Василием Мищенко по пьесе Сергея Файзрахманова повествует о жизни в российской глубинке. Да, жители деревушки может и мечтают о далеких Сейшелах, но заняты они гораздо более прозаичными делами. Спектакль создан в стиле фильма «Сваты», где главные герои успевают из обычных соседей превратиться в «добрых соседей» и непримиримых врагов. С разборками, судами, мошенничеством и ситуацией «прогресс требует жертв». Главный герой спектакля - деревенский изобретатель Диоген - на протяжении всего действия проявляет чудеса изворотливости. Чтобы достичь цели в своих проектах, он пускается во все тяжкие. В результате чего появляется единственная в мире паровая посудомоечная машина. В спектакле много смешного и трогательного, а развязка оказалась для воронежских театралов совсем неожиданной.
«Комедия – мой жанр!»
Перед спектаклем нам удалось пообщаться с заслуженной артисткой РФ Мариной Яковлевой. Марина Александровна – очень востребованная актриса, за ее плечами более 130 актерских работ. А ведь ничто не предвещало такого успеха. Родилась Марина Яковлева в небольшом городке Зима Иркутской области. Отец ее был машинистом, мать – фельдшером – никто в семье отношения к искусству не имел. Да и сама Марина задумалась об актерской профессии лишь в выпускном классе. Приехав из небольшого сибирского городка с огромным чемоданом книг, Марина смогла с первого раза поступить в ГИТИС, покорив приемную комиссию своим ярким даром и огромным желанием учиться.
Ее дебют состоялся в 1978 году, в картине «Ветер странствий» она сыграла Марфутку. В том же году исполнила роль телеграфистки Ксении в картине «Срочный вызов». Первую главную роль Яковлева получила в 1979-м – это роль Кати Мартыновой в фильме «Сцены из семейной жизни». В 1980 году окончила Государственный институт театрального искусства имени А.В.Луначарского, а с 1982 года уже числилась актрисой киностудии имени М. Горького. Тогда же сыграла роль учительницы в журнале «Ералаш».
В 1989-1990 годах Марина Яковлева была актрисой театра «Школа современной пьесы» под руководством Иосифа Райхельгауза, а с 1991 года - актрисой «Нового драматического театра» п/р Львова-Анохина, где прослужила 13 лет, а потом ушла в свободное плавание и стала играть в антрепризах. Также Марина Александровна имеет опыт работы телеведущей. В 2000-2001 годах актриса вела рубрику «Полезные советы» в программе «Из жизни женщины» канала ТНТ, а с 2015 года совместно с Анной Березиной ведет программу «Дамский калейдоскоп» на канале РазТВ.
Марина Яковлева дважды была замужем. Ее первый муж - актер и режиссер Андрей Ростоцкий, брак с которым из-за измен мужа, продлился всего 1.5 года. Вторым супругом Яковлевой стал актер Валерий Сторожик, в браке с которым родились двое сыновей - Федор (1987 г.р.) и Иван (1989 г.р.). Однако, двум актерам не суждено было ужиться вместе, и в 1991 году Яковлева развелась со вторым мужем и больше замуж не выходила. Сыновья по стопам родителей не пошли, оба - технари-программисты.
Несмотря на то, что актрисе в следующем году исполнится 60 лет, она продолжает активно сниматься. Последняя ее работа – 8-серийный фильм «Старушки в бегах». «Это семейная комедия наподобие «Сватов», которую мы сняли для Первого канала, - рассказала Марина Александровна перед спектаклем. - Я обожаю сниматься в комедиях, считаю, что это стопроцентно мой жанр! По сюжету, три подруги никак не могут ужиться со своими детьми - между ними постоянно возникает какое-то хамство, недопонимание… Как-то раз они собираются и решают бросить детей, внуков, все проблемы и уехать к подруге Полинке в деревню. У них там возникают всякие приключения, а тем временем дети бросаются за ними в погоню… Побеждает любовь. Кроме меня в этой картине заняты Елена Сафонова, Сергей Баталов, Татьяна Орлова, Вячеслав Манучаров… В общем, отличный актерский состав. Мне очень дороги эти съемки. Когда картина выйдет, не знаю. Мы все с трепетом ждем выхода…»
О ролях и признании
- То, что я узнаваема, я ощутила году в 84-м. Помню, мы приехали в Минск и все кинулись ко мне за автографами. Просто тогда были всесоюзные показы. Картины выходили, все их смотрели и узнавали актеров. Эта стабильная узнаваемость была очень долго. Потом было затишье, а после «Московской саги» и «Любовь не картошка» снова стали узнавать, началась новая волна. Меня знают по разным ролям, цитируют их: «Ой, Ходоська!», «Божечка, не карай!»… А мне это приятно.
Вообще мне повезло, роли у меня были самые разнообразные. И я их люблю все, они для меня как дети! Я не понимаю актеров, которые говорят: «Не напоминайте мне об этой картине! Слышать о ней не хочу!» Так зачастую говорят так называемые заложники одной роли. Но мне кажется, что они должны быть благодарны фильму, благодаря которому приобрели популярность. У меня были и этапные роли, и знаковые… Я играла и лирических героинь, и комедийных... Я много играла в классике, которую я очень люблю… Но почему-то больше всего меня помнят по сказкам и называют «самой сказочной героиней». Хотя я и снялась-то всего в 2-3 сказках – в «После дождичка в четверг» я играла Жар-птицу, в «Раз-два, горе не беда» - принцессу. От одной сказки, помню, мне пришлось отказаться. Когда Михаил Юзовский позвал меня в фильм «Там, на неведомых дорожках», я просто физически не могла согласиться, так как была уже занята в трех картинах. Снималась в «Серебряном ревю» и в фильме «Вакансия» по мотивам пьесы Островского «Доходное место». За классику я вообще всегда очень боролась. В «Вакансии» был очень звездный состав, там снимались Леонид Каюров, Таня Догилева, Витя Проскурин, Олег Табаков, Ролан Быков, Екатерина Васильева… В общем, никак не возможно было все совместить. И, слава Богу, режиссер не обиделся и потом приглашал еще на роли – я в трех сказках у него снималась. А ведь многие обижались… Питерский режиссер Виктор Садовский, после того, как я отказалась сниматься в его фильме «Девушка и Гранд», даже поехал на могилу к покойной жене и жаловался ей. Просто съемки были в Питере, а у меня была семья, не хотелось надолго уезжать из дома. Плюс у меня были другие картины, и я отказалась. Он страшно обиделся!
О табу и приоритетах
- Даже в самое голодное время я не стала бы сниматься в картинах, связанных с сатанизмом, с развратом. Все, что связано с темными силами – для меня табу. Вся эта жестокость, насилие, которое пропагандируется с экрана, мне не понятно. Мы-актеры, можем ведь отказываться от таких ролей! Чернуха – это не мое. Я как-то отказалась за короткое время от семи картин. Везде были какие-то стрелялки, ментовские разборки… В общем, жесткие фильмы. Помню, кризис был, а мне предложили съемки в картине «Привет с того света», или что-то подобное - какой-то стеб над ангелами. Я, как человек воцерковленный, конечно отказалась. Такого делать нельзя.
А в приоритете для меня всегда была классика, я ее очень любила… Совсем недавно я ездила в Ульяновск на вручение премии И. А. Гончарова, где представляла фильм «Обрыв», где я играла Марфеньку. Я считаю, что этот фильм – настоящее искусство, он актуален до сих пор! Снимал ее оператор Заболоцкий, который все фильмы Шукшина снял, музыку написал Исаак Шварц. Режиссер Владимир Венгеров – это вообще классик при жизни. Он снял «Кортик», «Два капитана», «Живой труп», «Рабочий поселок» - много-много знаменитых картин. Он был очень скромным, никогда не пиарился, а картины его живут!
О разнице поколений
- Я всегда стараюсь найти общий язык с молодым поколением актером, какую-то ниточку соприкосновения… Иногда подарок могу подарить, или угостить чем-то - чтобы возникли теплые отношения. Ведь очень важно, чтобы в кадре было тепло, тогда это тепло передается через экран. Как, к примеру, в «Московской саге» было, в «Любовь не картошка». Взаимоотношения между актерами чувствуются через экран. Поэтому в основном всегда у меня дружба и любовь с молодыми актерами. Сейчас много талантливых ребят. Это и Ваня Жидков, который моего сыночка играл, и Женя Пронин, и Танечка Арнтгольц, и совершенно замечательная Таисия Вилкова, которая играла в «Любовь не картошка». Я люблю всех своих «кинодетей», у меня их было очень много, я прямо мать-героиня! Когда видим друг друга, бросаемся друг другу навстречу. Я помню, как мне самой в молодости было тяжело преодолеть «колючесть» мэтров. Сложно, когда нет контакта и на экране сразу видна эта сухость, обеднение…
Помню, в картине «Продлись, продлись очарованье», которой в следующем году исполнится 35 лет, мне довелось сниматься с Ией Саввиной. Ию недаром называли «смесь колокольчика с гремучей змеей». Она была примой театра, и нам – «пришлым», студентам или выпускникам, могла сказать что-то резкое… Зато Олег Ефремов, с которым мне выпало огромное счастье познакомиться на той же картине, всегда молодежь защищал. Помню, Олег Николаевич пригласил меня в театр Любимова на спектакль «10 дней, которые потрясли мир». Он понимал, что я вчерашняя студентка и сама на спектакль не попаду. Тем более, что это был последний спектакль, потому что потом Любимов уехал. Когда мы пришли в театр, все на нас смотрели с недоумением. Мол, кто это? Ефремов это ведь такая величина! Глыба! К тому же он был очень красивым мужчиной. Я терялась, стеснялась… У меня с собой была конфета, которой я хотела его угостить, а она растаяла. Безусловно, я смотрела на него с пиететом. Ни о каких романах, естественно, речи не шло. Он просто делал такие широкие жесты, опекал молодых! Я вообще не могла поверить, что нахожусь с ним на одной съемочной площадке, дышу с ним одним воздухом. Это было что-то нереальное! Я слушала его, открыв рот. При этом он был очень прост в общении. А еще он мне показался одиноким - ему хотелось какого-то внимания, человеческого тепла… Как будто хотелось выговориться. Теплый был человек…
О природной скромности и жизненном кредо
- Многие спрашивают, как я планирую в следующем году отмечать 60-летний юбилей, с каким настроением подходите к этому рубежу… Если честно, такие пафосные слова как «юбилей», я не люблю. Не люблю праздновать свои дни рождения… Мне кажется, что это лишнее привлечение внимания к собственной персоне, а я этого не люблю – стесняюсь. Сразу хочется «спрятаться в домик».
А к круглой дате я подхожу с осознанием того, что в каждом возрасте есть свои плюсы. С возрастом уходит все ненужное. Если раньше я очень переживала от того, что мне не нравилось, как я выгляжу, то с возрастом я себя приняла, полюбила. Я считаю глупостью как-то себя чересчур украшать, переделывать. Хотя кому-то это нравится... Глядя на таких актрис, зрители потом гадают, сколько же ей лет – 80 или 90, что она такая вся натянутая. А оказывается, ей всего 70. Но, каждому свое. Может кому-то так спокойнее. В любом возрасте можно быть счастливой.
В фильме «Москва слезам не верит» говорят, что после 40 жизнь только начинается, а я считаю, что и после 60-ти жизнь только начинается. Ты уже построил дом, посадил дерево, родил детей, у тебя есть какой-то багаж ролей, тебя любит зритель – а это есть, я вижу и чувствую, что не потеряла в профессии интерес. Поэтому жизнь удалась. Мое кредо по жизни - дарить людям радость, надежду, вселять в них оптимизм. Это, наверное, моя миссия. Некоторые говорят, что актерская профессия порочна, а я так не считаю. Она несет свет! Бывает, человек посмотрит картину, и ему снова захочется жить!