2025-12-05

Красна девица. Как из бракованной заготовки родилась воронежская матрёшка

Красна девица. Как из бракованной заготовки родилась воронежская матрёшка

26 июля народному мастеру Воронежской области Елене Матвеевой исполнилось 75 лет. Елена Геннадьевна известна как автор одного из брендов нашего края – воронежской матрёшки. Как появился сувенир и почему он имеет яйцеобразную форму – расскажем в нашем материале. 

Дочь художников

Елену Геннадьевну Матвееву называют мамой воронежской матрёшки. Созданный ей сувенир в виде яйца не спутаешь с матрёшками других регионов. Воронежская девушка-игрушка – жизнерадостная, дородная, одетая в яркие женские костюмы разных уездов нашего края.

Елена Геннадьевна встретила нас в музее народной культуры и этнографии ВГУ, где хранится коллекция ее матрёшек. Сейчас мастерица уже не в силах создавать сувениры – заниматься любимым делом не позволяет слабое зрение и дрожащая рука. Но дело художницы продолжают ее ученицы.

DSC09483.jpg

Разговор Елена Матвеева начинает с воспоминаний о детстве. Ее отец Геннадий Ефимович Савкович был скульптором, мама Клавдия Васильевна – художником. Поэтому не удивительно, что рисовать и лепить маленькая Лена начала чуть ли не с пелёнок.

– Отец много лепил, я – вместе с ним. Лепка помогает ребенку сформировать объемное и пространственное мышление. Пластилин – первая вещь, которая должна попасть малышу в руки, - отмечает мастерица.

Геннадий Ефимович пытался учить рисовать маленькую Лену. Он сделал для нее мольберт, стул по росту, поставил кубы, шары, цилиндры. Показывал, как падает свет и тень.

– На этих уроках мне было скучно, и как-то раз я расплакалась. Мама сказала отцу: «Хватит издеваться над ребенком – пусть рисует, как хочет». Заставлять меня было нельзя. Мольберт был заброшен за шкаф. А я училась рисовать сама – повторяла за отцом, - вспоминает Елена Геннадьевна.

DSC09970.jpg

В детский сад маленькую Лену родители не водили. Отец брал ее с собой на работу в мастерские Театра кукол, где трудился художником. Глядя на то, как работает Геннадий Ефимович, мастерица научилась работать с папье-маше и создавать театральных кукол – тростевых и перчаточных. Кстати, одна из кукол Елены Матвеевой – Петрушка – хранится в музее народной культуры и этнографии ВГУ.

Как появилась матрешка?

В 1968 году Елена Матвеева поступила на курсы знаменитого воронежского художника и краеведа Петра Пономарёва. Он набрал в свою команду художников и мастеров, которые изготавливали воронежские сувениры. Команда Петра Денисовича работала в здании нынешнего выставочного зала на Пушкинской.

– Я к тому времени уже резала по дереву, хорошо рисовала, занималась росписью. А делать матрёшек мне никогда не доводилось, - отметила Елена Матвеева.

Вскоре в команде художников появился токарь, который делал из дерева конусообразные заготовки, из которых художники делали девушек – их называли воронежскими милками.

История создания воронежской матрёшки, говорит Елена Геннадьевна, похожа на анекдот. Однажды токарь принес ей бракованную деревянную заготовку под расписное яйцо. «Брак» заключался в том, что на деревянной форме был сучок.

DSC09904.jpg

– Я долго смотрела на эту форму, и в моей голове родился образ девушки в платочке. На месте сучка я увидела ее личико. Я нарисовала его, затем – волосы, платочек. Дальше «одела» матрешку в женский костюм Бутурлиновского района: нарисовала ей рубашку, панёву (клетчатую юбку), завеску (вышитый фартук), а голову «покрыла» барановским платком, - рассказывает Елена Геннадьевна.

Причина, по которой «девушка» была одета в женский костюм Бутурлиновского района, проста: оттуда родом был Петр Пономарёв. Он развесил в мастерской женские народные костюмы Бутурлиновского уезда, который хранились в его фамильном сундуке.

– Петр Денисович собирал женские костюмы Бутурлиновского района. Он специально развешивал их перед нами, чтобы мы пропитывались народным духом и учились рисовать народные орнаменты, - добавила Елена Матвеева.

Позже мастерица стала создавать матрешек в разных костюмах Воронежских уездов. Причем, каждая деталь женских костюмов матрешек – достоверна. По ним можно изучать историю Воронежского края.

Кстати, Елена Геннадьевна – большой знаток этнографии. О деталях женского и мужского народного костюма разных уездов Воронежской губернии она может прочитать лекцию.

DSC09875.jpg

По словам мастера, в старину костюм был так же информативен, как паспорт: по узорам и орнаментам можно было «прочитать» социальный статус человека, его возраст и место, откуда он родом. Например, по женскому костюму можно было узнать, сколько у женщины детей.

Накопить такие знания Елене Матвеевой помогли фольклорные экспедиции в сёла Воронежской области, куда она ездила вместе со студентами филфака. Сейчас мастерица с удовольствием проводит экскурсии по музею народной культуры и этнографии ВГУ.

Каждая матрёшка уникальна

В 1974 году Елена Матвеева стала главным художником воронежской фабрики ёлочных игрушек. На заводе появился стандарт воронежской матрешки и свой ГОСТ. Там же сувенир был запущен в серийное производство. Но Елена Матвеева была против стандартизации своего детища. Все матрёшки, созданные ей своими руками, – уникальны: ни одна из них не повторяется.

В 1992 году мастерица вместе с мужем открыла свое дело – производство «Воронежский сувенир». Мастерской у Елены Геннадьевны не было – она работала прямо в своей квартире, на маленькой кухне. А деревянные формы из липы для будущих сувениров на токарном станке научился вытачивать супруг мастерицы.

Тогда же Елена Геннадьевна обучила созданию матрёшек нескольких женщин и девушек. Сейчас это ее ученицы, каждая из которых создает воронежских матрёшек в своем, авторском стиле.

Свадьба и парные матрёшки

На встречу с корреспондентами «Берега» мастер принесла уникальную серию матрёшек – «Свадьба». Она состоит из семи фигурок. Второй свадебный набор игрушек хранится в музее.

Самая большая округлая фигурка, вмещающая в себя матрешек поменьше, – это сваха. Она одета в женский костюм села Клёповка Бутурлиновского уезда. Ее голова покрыта красивой пёстрой шалью, одета сваха в панёву и рубаху.

DSC09884.jpg

– Сваха приходила к родителям жениха и предлагала на выбор невест. Затем они шли свататься к выбранной ими девушке, - пояснила мастерица.

Внутри свахи – жених, который в руке держит колечко. Следующая матрёшка – невеста –изображена в фате, украшенной цветами. Внутри фигурки невесты – ее отец, он держит в руках икону Богоматери с младенцем. Дальше – мама невесты: она держит в руках на рушнике хлеб и соль. Маленькая матрешка – дружка – товарищ жениха. А самая крошечная фигурка – подружка невесты.

DSC09890.jpg

На создание матрешки «Свадьба» у мастерицы ушло несколько месяцев. Каждая фигурка расписана миниатюрной росписью – это поистине ювелирная работа.

– Каждая матрёшка – как ребёнок: ее надо выносить. То есть ее нужно мысленно родить, увидеть ее костюм. А уже потом идет ее воплощение. Когда владеешь кистью, то каждый мазок выполняется быстро и четко, - рассказывает Елена Матвеева.

Есть у Елены Геннадьевны сказочные матрешки и матрёшки-супружеские пары. Вот, например, молодожёны, которые вышли погулять. Они одеты в рубахи, украшенные черноузорной вышивкой воронежско-белгородского пограничья. На голове мужчины – шляпа, украшенная лентами, цветами и перьями. На голове женщины – головной убор сорока, который полностью прятал волосы.

DSC09908.jpg

– Девушкам разрешалось заплетать косы и оставлять открытым темя: считалось, что девушку бережет Бог. Замужные женщины прятали волосы полностью: распущенные волосы были признаком колдуньи. Не зря так изображали Бабу Ягу. Считалось, что на распущенных волосах женщина могла принести в дом нечистую силу, - пояснила Елена Геннадьевна.

А в Воронеже матрёшек Елены Матвеевой можно увидеть в музее народной культуры и этнографии ВГУ, краеведческом музее и областном центре народного творчества.

DSC09954.jpg