Дочь художников
Елену Геннадьевну Матвееву называют мамой воронежской матрёшки. Созданный ей сувенир в виде яйца не спутаешь с матрёшками других регионов. Воронежская девушка-игрушка – жизнерадостная, дородная, одетая в яркие женские костюмы разных уездов нашего края.
Елена Геннадьевна встретила нас в музее народной культуры и этнографии ВГУ, где хранится коллекция ее матрёшек. Сейчас мастерица уже не в силах создавать сувениры – заниматься любимым делом не позволяет слабое зрение и дрожащая рука. Но дело художницы продолжают ее ученицы.

Разговор Елена Матвеева начинает с воспоминаний о детстве. Ее отец Геннадий Ефимович Савкович был скульптором, мама Клавдия Васильевна – художником. Поэтому не удивительно, что рисовать и лепить маленькая Лена начала чуть ли не с пелёнок.
– Отец много лепил, я – вместе с ним. Лепка помогает ребенку сформировать объемное и пространственное мышление. Пластилин – первая вещь, которая должна попасть малышу в руки, - отмечает мастерица.
Геннадий Ефимович пытался учить рисовать маленькую Лену. Он сделал для нее мольберт, стул по росту, поставил кубы, шары, цилиндры. Показывал, как падает свет и тень.
– На этих уроках мне было скучно, и как-то раз я расплакалась. Мама сказала отцу: «Хватит издеваться над ребенком – пусть рисует, как хочет». Заставлять меня было нельзя. Мольберт был заброшен за шкаф. А я училась рисовать сама – повторяла за отцом, - вспоминает Елена Геннадьевна.

В детский сад маленькую Лену родители не водили. Отец брал ее с собой на работу в мастерские Театра кукол, где трудился художником. Глядя на то, как работает Геннадий Ефимович, мастерица научилась работать с папье-маше и создавать театральных кукол – тростевых и перчаточных. Кстати, одна из кукол Елены Матвеевой – Петрушка – хранится в музее народной культуры и этнографии ВГУ.
Как появилась матрешка?
В 1968 году Елена Матвеева поступила на курсы знаменитого воронежского художника и краеведа Петра Пономарёва. Он набрал в свою команду художников и мастеров, которые изготавливали воронежские сувениры. Команда Петра Денисовича работала в здании нынешнего выставочного зала на Пушкинской.
– Я к тому времени уже резала по дереву, хорошо рисовала, занималась росписью. А делать матрёшек мне никогда не доводилось, - отметила Елена Матвеева.
Вскоре в команде художников появился токарь, который делал из дерева конусообразные заготовки, из которых художники делали девушек – их называли воронежскими милками.
История создания воронежской матрёшки, говорит Елена Геннадьевна, похожа на анекдот. Однажды токарь принес ей бракованную деревянную заготовку под расписное яйцо. «Брак» заключался в том, что на деревянной форме был сучок.

– Я долго смотрела на эту форму, и в моей голове родился образ девушки в платочке. На месте сучка я увидела ее личико. Я нарисовала его, затем – волосы, платочек. Дальше «одела» матрешку в женский костюм Бутурлиновского района: нарисовала ей рубашку, панёву (клетчатую юбку), завеску (вышитый фартук), а голову «покрыла» барановским платком, - рассказывает Елена Геннадьевна.
Причина, по которой «девушка» была одета в женский костюм Бутурлиновского района, проста: оттуда родом был Петр Пономарёв. Он развесил в мастерской женские народные костюмы Бутурлиновского уезда, который хранились в его фамильном сундуке.
– Петр Денисович собирал женские костюмы Бутурлиновского района. Он специально развешивал их перед нами, чтобы мы пропитывались народным духом и учились рисовать народные орнаменты, - добавила Елена Матвеева.
Позже мастерица стала создавать матрешек в разных костюмах Воронежских уездов. Причем, каждая деталь женских костюмов матрешек – достоверна. По ним можно изучать историю Воронежского края.
Кстати, Елена Геннадьевна – большой знаток этнографии. О деталях женского и мужского народного костюма разных уездов Воронежской губернии она может прочитать лекцию.

По словам мастера, в старину костюм был так же информативен, как паспорт: по узорам и орнаментам можно было «прочитать» социальный статус человека, его возраст и место, откуда он родом. Например, по женскому костюму можно было узнать, сколько у женщины детей.
Накопить такие знания Елене Матвеевой помогли фольклорные экспедиции в сёла Воронежской области, куда она ездила вместе со студентами филфака. Сейчас мастерица с удовольствием проводит экскурсии по музею народной культуры и этнографии ВГУ.
Каждая матрёшка уникальна
В 1974 году Елена Матвеева стала главным художником воронежской фабрики ёлочных игрушек. На заводе появился стандарт воронежской матрешки и свой ГОСТ. Там же сувенир был запущен в серийное производство. Но Елена Матвеева была против стандартизации своего детища. Все матрёшки, созданные ей своими руками, – уникальны: ни одна из них не повторяется.
В 1992 году мастерица вместе с мужем открыла свое дело – производство «Воронежский сувенир». Мастерской у Елены Геннадьевны не было – она работала прямо в своей квартире, на маленькой кухне. А деревянные формы из липы для будущих сувениров на токарном станке научился вытачивать супруг мастерицы.
Тогда же Елена Геннадьевна обучила созданию матрёшек нескольких женщин и девушек. Сейчас это ее ученицы, каждая из которых создает воронежских матрёшек в своем, авторском стиле.
Свадьба и парные матрёшки
На встречу с корреспондентами «Берега» мастер принесла уникальную серию матрёшек – «Свадьба». Она состоит из семи фигурок. Второй свадебный набор игрушек хранится в музее.
Самая большая округлая фигурка, вмещающая в себя матрешек поменьше, – это сваха. Она одета в женский костюм села Клёповка Бутурлиновского уезда. Ее голова покрыта красивой пёстрой шалью, одета сваха в панёву и рубаху.

– Сваха приходила к родителям жениха и предлагала на выбор невест. Затем они шли свататься к выбранной ими девушке, - пояснила мастерица.
Внутри свахи – жених, который в руке держит колечко. Следующая матрёшка – невеста –изображена в фате, украшенной цветами. Внутри фигурки невесты – ее отец, он держит в руках икону Богоматери с младенцем. Дальше – мама невесты: она держит в руках на рушнике хлеб и соль. Маленькая матрешка – дружка – товарищ жениха. А самая крошечная фигурка – подружка невесты.

На создание матрешки «Свадьба» у мастерицы ушло несколько месяцев. Каждая фигурка расписана миниатюрной росписью – это поистине ювелирная работа.
– Каждая матрёшка – как ребёнок: ее надо выносить. То есть ее нужно мысленно родить, увидеть ее костюм. А уже потом идет ее воплощение. Когда владеешь кистью, то каждый мазок выполняется быстро и четко, - рассказывает Елена Матвеева.
Есть у Елены Геннадьевны сказочные матрешки и матрёшки-супружеские пары. Вот, например, молодожёны, которые вышли погулять. Они одеты в рубахи, украшенные черноузорной вышивкой воронежско-белгородского пограничья. На голове мужчины – шляпа, украшенная лентами, цветами и перьями. На голове женщины – головной убор сорока, который полностью прятал волосы.

– Девушкам разрешалось заплетать косы и оставлять открытым темя: считалось, что девушку бережет Бог. Замужные женщины прятали волосы полностью: распущенные волосы были признаком колдуньи. Не зря так изображали Бабу Ягу. Считалось, что на распущенных волосах женщина могла принести в дом нечистую силу, - пояснила Елена Геннадьевна.
А в Воронеже матрёшек Елены Матвеевой можно увидеть в музее народной культуры и этнографии ВГУ, краеведческом музее и областном центре народного творчества.
