Подозрительный звонок
Две недели назад на мой домашний телефон позвонил незнакомец, который представился специалистом «Ростелекома». Собеседник убедительно и серьезно сообщил, что мой домашний номер будет меняться, поэтому с компанией нужно продлить договор. Поначалу я хотела бросить трубку, но что-то заставило меня ему поверить. Но, когда он сказал, что для продления договора мне по телефону нужно сообщить свои паспортные данные, я поняла, что «пахнет жареным».
Я сказала, что приду в офис «Ростелекома» и перезаключу договор там. Но незнакомец сообщил, что в офисе якобы работает только технический отдел, а договорами они не занимаются. «Мы пришлем вам новый договор по почте. Если не верите, вот вам СМС от «Ростелекома». На мой сотовый, который я зачем-то сообщила проходимцу, пришла СМС якобы от отправителя Rostelecom. «Вы этот код не называйте – мы понимаем, что вы опасаетесь мошенников. Если не хотите называть номер паспорта, назовите номер СНИЛС», – не унимался собеседник.
Трубку я наконец бросила, а сама тут же позвонила в «Ростелеком», где парень из техподдержки сообщил, что мне звонили мошенники. Договор с оператором – бессрочный и не требует продления, а номер телефона у меня не меняется.
Через минуту прочитала и срочное предупреждение от настоящего «Ростелекома» о новой схеме аферистов. Сейчас «лжетелефонисты» сообщают не только о том, что нужно продлить договор, но и предлагают 50% скидку для пенсионеров, а такой услуги у оператора попросту нет.
В ходе разговора мошенники просят сообщить серию и номер паспорта, СНИЛС, ИНН, затем продиктовать код из СМС для подтверждения. Делать этого ни в коем случае нельзя – как нельзя и диктовать коды из СМС.
Если же ваши данные уже у аферистов, нужно срочно обратиться в МФЦ для установки запрета на кредиты и сделки с недвижимостью, а также сообщить в полицию по телефону 112 и написать заявление.
Каждый день – новые схемы
Как сообщили редакции в пресс-службе ГУ МВД РФ по Воронежской области, по итогам 7 месяцев 2025 года правоохранители зарегистрировали в регионе 3393 преступления, связанных с хищением денежных средств у граждан, совершенных дистанционно, с использованием IT-технологий. Ущерб, причиненный потерпевшим воронежцам за эти 7 месяцев, составил 1 миллиард 195 млн руб.
В воронежском отделении Банка России отмечают: телефонные мошенники становятся изобретательнее. Аферисты подстраивают свои сценарии под актуальную новостную повестку, оперативно реагируют на любые события. Новые схемы появляются едва ли не каждый день и подбираются под каждую потенциальную жертву. Например, пенсионерам предлагают якобы записаться в поликлинику, подтвердить неучтенный трудовой стаж, получить социальную выплату, молодым сулят заманчивую работу.
Оберток множество, но цель всегда одна – получить код из СМС или пуш-уведомления и выведать данные банковской карты.
Итак, расскажем о самых распространенных схемах аферистов на сегодня.
От имени соцслужб
Мошенники сообщают, что гражданину положены дополнительные выплаты, компенсации от государства или какого-нибудь фонда, индексация пенсии. Убеждают, что для получения выплаты никуда ходить не надо: все деньги якобы переведут на карту, необходимо лишь продиктовать ее реквизиты, в том числе код с обратной стороны.
Якобы оператор связи
Мошенники обращаются к человеку с предложением продлить действие договора на услуги мобильной связи, так как срок предыдущего якобы скоро истечет и номер телефона перестанет действовать. Для этого надо продиктовать код, который они присылают якобы для того, чтобы продлить обслуживание сим-карты. На самом деле, сообщив звонящим коды из СМС, человек открывает мошенникам доступ к своему онлайн-банку или профилю на портале «Госуслуги».
Якобы сотрудник банка
Сценарии могут быть разные: от классического «с вашей карты пытаются перевести деньги» до пугающего «по карте замечены подозрительные операции, и она заблокирована». В любом случае итогом будет просьба сообщить информацию по карте или счету, код из СМС или пуш-уведомления.
Иногда людям звонят от имени Банка России и сообщают, что по их карте зафиксирована подозрительная активность. Чтобы сохранить свои деньги, надо открыть в Центробанке некий безопасный счет, подтвердив небольшой перевод, который Центробанк якобы делает для своих клиентов, то есть назвать код из СМС. Следует помнить, что Банк России не работает с гражданами. Если позвонили от имени сотрудников Банка России и заговорили об угрозе для сбережений, немедленно положите трубку.
Якобы друг или сотрудник полиции
Мошенник может позвонить от имени родственника или друга, попавшего в неприятную ситуацию, ее случайного свидетеля, представителя правоохранительных органов, который готов помочь с решением проблемы. Схема довольно старая, но мошенники продолжают ею пользоваться, так как страх за близкого человека – это очень сильная эмоция.
Аферисты представляются и сотрудниками правоохранительных органов. Они подробно рассказывают об обстоятельствах уголовного дела, участником которого, по их словам, является гражданин. Затем они просят сообщить личную и финансовую информацию.
Посмотреть подробно схемы аферистов, а также советы, как не попасться на их удочку, можно на официальном сайте Банка России в разделе «Противодействие мошенническим практикам».
Общие правила кибербезопасности
– Не сообщайте никому и никогда личные и финансовые данные, в том числе данные банковской карты, коды из СМС или пуш-уведомлений.
– Для покупок в интернете заведите отдельную банковскую карту.
– Будьте осторожны с электронными письмами и СМС-сообщениями: не переходите по сомнительным ссылкам и не скачивайте неизвестные файлы или программы.
– Используйте антивирусные программы на своих устройствах и регулярно обновляйте средства защиты.
– Не совершайте какие-либо действия по счету по просьбе незнакомых людей.
– Если вам пришло голосовое или видеосообщение, в котором родственник или друг просит денег, перезвоните ему по обычной связи и убедитесь, что это не мошенники. Пользуясь мессенджерами, надо всегда помнить, что их могут взломать.
Если вы стали жертвой мошенников
Шаг №1. Немедленно заблокируйте карту с помощью мобильного приложения или личного кабинета на сайте банка. Заблокировать ее также можно через контакт-центр банка (телефон указан на оборотной стороне карты) или в любом его отделении.
Шаг №2. В течение суток после получения сообщения о списании средств напишите заявление в отделении банка о несогласии с операцией. Также обратитесь с заявлением о хищении денег в любое отделение полиции.
Если вы самостоятельно перевели деньги мошенникам или предоставили им банковские данные, то банк не обязан возвращать похищенную сумму.