Это событие предоставляет уникальную возможность углубить знания об аутизме, развеять мифы и стереотипы, а также поддержать людей с аутизмом и их семьи. Аутизм – это не просто диагноз, это многогранное состояние, влияющее на жизнь миллионов людей во всем мире. Каждый может внести свой вклад в создание более инклюзивного общества, где различия принимаются и ценятся.
Творчество, добро и морковные маффины
Конференцию открыла трогательная выставка детских картин, организованная ребятами из ресурсного класса. Юля Никитина, 15-летняя художница с РАС, провела для гостей экскурсию. Рисование для Юли – не просто хобби, но и способ справляться со школьными нагрузками. «Когда я рисую или раскрашиваю, я отдыхаю», – говорит она.
Юля мечтает стать кондитером. Она уже научилась печь морковные маффины, блинчики, рулет с повидлом, кексы.
После экскурсии гости могли приобрести поделки, созданные детьми из ресурсного класса и их родителями: броши, чехлы для телефонов, брелоки, закладки, свечи, вязаные кошельки и заколки.
Все вырученные средства передали иерею Николаю Домусчи из Новоусманского храма на покупку антидроновых одеял для бойцов СВО.
Практика доброты
Завуч по учебно-воспитательной работе Новоусманской СОШ №5 «Эврика» Надежда СВИРИДОВА подчеркивает, что ресурсный класс – это не изоляция, а точка роста для всех детей.
– У нас уже третий год работают два ресурсных класса для детей с РАС. Это не заболевание, а особое состояние – и каждый ребенок уникален. Мы начали с одного класса, но увидели, что потребность гораздо больше. Сейчас у нас 12 детей – по 6 в каждом классе, – рассказала Надежда Свиридова. – Ресурсный класс - это не изоляция. Дети учатся в общих классах, но для них есть индивидуальная поддержка: занятия с дефектологами, логопедами, тьюторами. Кто-то посещает только два урока в день, кто-то – только перемены.
Завуч рассказала о мальчике, который третий год учится завязывать шнурки. И когда у него получится – это будет его личная победа.
– Дети из начальных классов делают для них открытки, играют вместе. Это не теория, а практика доброты, – продолжает Надежда Свиридова. – Если просто говорить о помощи – это одно, а когда ребенок каждый день видит, кому она нужна, он учится сопереживать. Для родителей мы тоже проводим мероприятия: сначала мастер-классы вместе с детьми, потом – отдельно, чтобы они могли отдохнуть и вспомнить о себе.
"Каждый ребёнок — это целый мир": поделилась дефектолог ресурсных классов Елена Минакова.
Главное правило: мы не прячем детей. Они переодеваются в раздевалке со всеми, едят в столовой, участвуют в школьных мероприятиях — от линеек до театральных постановок. Даже физкультуру иногда проводим совместно с другими классами.
Для неговорящих детей используем PECS — систему альтернативной коммуникации с карточками. Остальные учатся общаться через игры — это самый естественный для них способ. Каждый день у нас есть "Речевая практика" — предмет, где мы учимся знакомиться, просить о помощи, выражать эмоции.
В Новоусманской школе №5 программа ресурсных классов реализуется уже третий год. За это время, по словам директора школы Марины БОБРОВОЙ, накоплен немалый опыт работы с нейроотличными детьми.
– Один ученик из ресурсного класса перешел в обычный класс и успешно обучается вместе с остальными детьми, – рассказала Марина Викторовна. – Мы очень гордимся его успехами.
Важные победы
История Артема Паутова доказывает: когда обучение строится вокруг интересов ребенка и дается в понятной ему форме, даже большие трудности превращаются в маленькие, но такие важные победы.
– Мои любимые уроки в школе – письмо, развитие речи, окружающий мир, математика, рисование, – перечисляет Артем. – И еще зеленая студия – там мы цветы сажаем!
Мальчик перешел во второй класс из другой школы, где у него были трудности с учебой. Однако в новой школе ситуация изменилась кардинально. Благодаря поддержке учителей, тьюторов и специалистов, таких как дефектолог, логопед и психолог, Артем смог значительно улучшить свои навыки. Его прогресс очевиден: он стал более усидчивым, лучше видит строки в тетради и старается писать аккуратно. Кроме изучения школьной программы, Артем активно участвует в общественной жизни. Он посещает творческую мастерскую во Дворце культуры, где занимается гончарным делом, и играет в футбол. Недавно его команда заняла первое место на соревнованиях в Воронеже.
Диагноз – не приговор
Сообщение диагноза – это ключевая точка. Именно от того, каким образом будет сообщен диагноз, на 100% зависит дальнейшая жизнь семьи.
– Поэтому аппаратом уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ была разработана программа, которая сейчас внедряется по всей стране, – говорит член Общественной палаты Воронежской области, кандидат медицинских наук, врач высшей категории, детский кардиолог, педиатр Елена КОРОСАН. – Мы учим врачей не только правильному сообщению диагноза, но и эффективной коммуникации с родителями. Мы стремимся к тому, чтобы каждая семья после получения диагноза знала, куда идти дальше, и могла рассчитывать на поддержку сообщества родителей и специалистов. Диагноз – это не приговор, и жизнь может оставаться яркой и насыщенной, если родители получают правильную поддержку и информацию.
Иерей Николай ДОМУСЧИ подчеркнул духовный аспект проводимой работы:
– Каждый ребенок уникален, как уникальна душа каждого человека. Ваш труд - это не просто педагогика, это служение, которое дает семьям надежду и поддержку. Знаете, когда меня рукоположили в священники в 2014 году, первые две недели я служил в Благовещенском кафедральном соборе. Тогда был Великий пост, и приходилось исповедовать людей до девяти часов в сутки. Однажды после такого дня я зашел в кабинет психотерапевтов и поздоровался со словами: «Здравствуйте, коллеги». Работа священника схожа с работой психолога: объяснить людям, что другие могут быть иными, что душа каждого уникальна.
Ваш труд невозможно переоценить, особенно когда речь идет о помощи семьям с особыми детьми. Рождение такого ребенка в семье - это как потеря почвы под ногами, ведь прежняя жизнь меняется навсегда. Но когда люди осознают, что они не одни, что им готовы помочь и принять, это как глоток свежего воздуха. Они начинают дышать свободнее.
Учиться принимать других с детства — это ключ к счастью, ведь, принимая разнообразие, мы перестаем пытаться кого-то изменить и начинаем восхищаться тем, что создано Богом. Среди прихожан есть мужчина и мальчиком, не знаю его диагноз. Но мы их очень любим и радуемся каждому моменту общения. Мальчик ходит и здоровается со всеми на службе, создавая особую праздничную атмосферу. Недавно он начал показывать свои новые кроссовки, и все снова радовались вместе с ним. Его присутствие наполняет службу особым настроением.
Своим опытом работы с детьми с РАС поделился член Общественной палаты Новоусманского муниципального района, директор межпоселенческого центра досуга села Новая Усмань Дмитрий ЛИХАЧЕВ:
– У нас действует инклюзивная творческая лаборатория «На равных», а в ее рамках – проект «Гнездо». Это единственная в Воронежской области официальная инклюзивная площадка на базе учреждения культуры, созданная при поддержке Министерства культуры РФ. Занятия полностью бесплатные, их посещают более 60 ребят с особенностями развития. Каждый ребенок найдет что-то для себя: лепка из глины, вышивание и бисероплетение, рисование, адаптивная физкультура, вокал и театральные выступления.
«Гнездо» доказывает: когда искусство становится языком общения, исчезают барьеры. А главное – у детей появляется место, где их таланты важнее диагнозов. Завершением встречи стало награждение благодарственными письмами педагогов и дефектологов из разных школ Новоусманского района.
Марина Мамиконовна Ариян, Российский детский фонд, юрист, специалист по кризисной поддержке, руководитель кризисного центра «Право голоса» поделилась личной историей:
Я очень переживаю, потому что лично причастна к этой теме. У меня сын, ему 9 лет. К сожалению, он тоже не такой, как все. Я считаю, что общество должно наконец развеять все мифы и стереотипы. Сейчас мой сын уже ученик третьего класса, и он живет полноценной жизнью, как и остальные дети. В первом классе одноклассники не понимали, что дети с особыми потребностями могут быть такими же, как и они сами. Возможно, причина в том, что общество и родители недостаточно рассказывали об этом. Поэтому я уверена, что необходимо проводить обучающие мероприятия не только для родителей, но и для самих детей.