Сеть кинотеатров по всей стране оказалась на грани банкротства. Ни продолжение «Соника» с легендарным Джимом Керри, ни любимчика Бенедикта Камбербэтча увидеть на большом экране теперь нельзя. Это связано с уходом с рынка американских блокбастеров.
12 апреля в Доме журналистов руководитель кинотеатра «Спартак» Михаил Носырев и киноблогер Анатолий Сушко рассуждали о своем видении перспектив российского кино и кинотеатров.
СЕАНСЫ ДЛЯ 10 ЧЕЛОВЕК
Михаил Носырев:
– С кинопрокатом в России произошел апокалипсис, и это не преувеличение. Продукция Голливуда занимала около 75% – в зрителях, билетах, деньгах. Только 25% – это российское кино с выпущенными хитами «Движение вверх», «Легенда № 17», «Холоп» и некоторыми другими; арт-хаус и фестивали, которые проводят кинотеатры, порой на этом не зарабатывая; спектакли с трансляциями из Москвы в «Спартаке». 75% ушли. Крупные компании отказали России в кинопрокате – Universal Pictures, Sony Pictures Entertainment, Walt Disney Pictures, Warner Bros.
Конечно, там есть и другие компании, но те, кого я назвал, занимают примерно 90% рынка. За счет их картин мы могли жить в финансовом плане. На этой твердой финансовой подушке мы позволили себе показывать спектакли, тратить огромные суммы на организацию прямых трансляций московских постановок, проводить фестивали, которые не приносили дохода. На них приходили 15-20 человек. Сейчас ситуация такова, что на всех фильмах, которые у нас в прокате, в зале 10-30 зрителей. Откройте наш сайт и посмотрите, сколько продано мест. Это катастрофа!
– Но вы ведь заполнили сетку вещания: представлена ретроспектива фильмов Андрея Тарковского, картины, номинированные на премию «Оскар». Сколько же они собирают?
– Есть сейчас отдельные фильмы («Сядь за руль моей машины» – ред.), которые и в самом деле полный зал все же собирают. Мы бы могли сказать: «Звездный час пробил, мы будем показывать только хорошее кино». У нас сейчас есть такая программа, маркируем фильмы по своему вкусу. Мы относим к хорошему кино, например, «Сядь за руль моей машины», «Утраченные иллюзии», «Роман служанки». Мы их выбираем по художественным ценностям, а не по мощности спецэффектов и их числу на экране. И эти фильмы заняли нишу тех дистрибьюторов, которые ушли. Это здорово, но они не собирают и 10% от того, что собирали американские блокбастеры.
Я говорю об этом с точки зрения выживаемости. Уже по стране закрылись 10-15 кинотеатров – руководство пришло к выводу, что они не выплывут. В Воронеже тоже закрылся один двухзальный кинотеатр («Пролетарий» – ред.). «Спартак» работает в усеченном режиме: в будни с 15.00. Фактически мы говорим о частичном закрытии. И все сейчас в равных условиях – все возведенные за 20 лет 5,5 тыс. залов по стране. Пока нам удается покрывать коммунальные расходы, содержать сотрудников, выполнять налоговые обязательства. Но мы делаем это исключительно из любви к искусству.
МЕНЯТЬ ПРИВЫЧКИ
– Писали – по всем направлениям, что будем переориентироваться на восток. Сейчас много снимают, например, в Китае. Может ли это быть выходом для вас?
– Как и в Индии, и в Корее – снимают миллионы фильмов в год во всем мире. Показывать эти фильмы можно, только ходить никто не будет. Производство кино и показ кино – две совершенно разные вещи. Есть менталитет восприятия. Безусловно, индийское кино найдет своего зрителя, не будет идти в пустых залах, но все же это будет какая-то узкая прослойка населения.
Анатолий Сушко:
– Дело еще и в том, что 20-30 лет зрителя упорно приучали потреблять американский контент, нас кормили творческим фастфудом, который съел и забыл. Готовишься съесть следующий. Тут надо и наши привычки менять. Спрос рождает предложение, и он есть – на американские фильмы. Что получается? Хочется сравнить с колбасой: колбаса есть, но люди хотят другую колбасу. А чтобы научить людей питаться чем-то другим, нужно время.
НЕ ДОЖИВЕМ
Михаил Носырев:
– Нам нужно нарастить выход своих фильмов. Фильм нельзя взять с полки, его надо создать. Тогда нужны деньги. Правительство страны готово поддержать российское кино, выделяет сейчас 11 млрд руб., а также разрешили теперь полностью производить фильмы на средства государства. С учетом реальности, в которой мы живем, это хорошо, но этого мало. У американского кино бюджеты гораздо больше.
Но допустим, что эти деньги сработают, мы получим свои блокбастеры. Но чтобы снять хороший блокбастер, надо минимум два года. До этого времени кинотеатры могут просто не дожить. Негде будет показывать! Фильм уйдет на стриминговую площадку.
Закрытый кинотеатр надо содержать, отапливать, платить налоги или аренду – и неважно, идут там фильмы или нет. Не за горами тот момент, когда люди просто не выдержат и будут эти здания перепрофилировать – под кафе и катки… А вот вернется ли кино обратно?
Анатолий Сушко:
– Есть две большие проблемы – производство и прокат. За 2021 год в российских кинотеатрах показали 153 российских фильма, а всего было выпущено 525. Вышли в ноль и окупились только пять из всех. Это говорит о том, что кинопроизводство в России не самостоятельно, оно встанет без поддержки государства. Сейчас нужна перезагрузка российского кинопрома, но пока она будет совершаться, нужно как-то поддержать кинотеатры, чтобы не допустить их закрытия.
– Какие меры поддержки вы видите наиболее подходящими в сложившихся условиях?
Михаил Носырев:
– Государственные. Это может быть форма соцзаказа или субсидии. Сейчас нас устраивает любая помощь, которая позволит не закрывать наши двери для зрителей и сохранить ту систему кинотеатров, которую выстроили за двадцать лет. Мы не стонем, мы просим о помощи. Хорошо то, что нас в Воронежской области слышат и с нами обсуждают это. Кино – это часть культурного кода, а не часть развлечения. Раз это так, то надо спасать эту часть культуры.