«Людям нужны деревья»
Первой на сессии выступила специалист в области устойчивого развития территорий Ольга Гофбауэр. Она рассказала, что комфортная городская среда остается ключом к успешному развитию городов. Комфортную городскую среду формируют парки, велодорожки, пешеходные зоны и озеленение. Причем, что касается озеленения, сейчас у горожан – большой запрос именно на крупномерные деревья с большой кроной – именно они дают тень в жару.
– Люди устали от асфальта и бетона, они хотят зелени и тени. Им не хочется гулять под палящим солнцем по улицам, где нет деревьев, – отметила эксперт.
Основной потребитель и главная экономическая единица города – это не автомобилист, а пешеход. Именно пешеходный трафик приносит выручку бизнесу. Поэтому комфортную городскую среду важно выстраивать под запросы пешеходов.
– Когда людям в городе хорошо, они выходят гулять на улицы, взаимодействуют с окружающей средой, заходят в кафе, – отметила спикер.
Ольга также подчеркнула, что чем более комфортна и разнообразна в городе среда, тем активнее в ней развивается малый и средний бизнес – кафе, кофейни, салоны красоты и т.д.
Бизнес в парках
Предприниматель, директор АНО «Социальная архитектура» и концессионер парка «Дельфин» Эдуард Толоконников на сессии рассказал о создании и развитии бизнеса в парках города.
По мнению концессионера, проблема большинства общественных пространств – в том, что они не меняются со временем.
– Их пытаются оживить событийностью, но этого мало. Подход к благоустройству города должен строиться на изменениях: должно быть то, что горожанам действительно нужно. Я экспериментирую, работаю с предпринимателями. Мы стремимся показать людям что-то новое и получить обратную связь (ее мы получаем в виде выручки), – пояснил бизнесмен.
Спикер также отметил, что парковая экономика – наиболее рентабельная и наиболее быстро окупаемая. Но бизнес должен удивлять горожан новыми продуктами.
– Когда к нам приходят предприниматели, они хотят торговать шаурмой, кофе и сахарной ватой. Но я объясняю: «Людям неинтересно, если рядом будут стоять 10 ларьков с одним и тем же – предлагайте что-то новое», – поделился концессионер.
Приоритет пешеходам
Еще одним спикером сессии стал предприниматель и руководитель ресторанного проекта Just Family Олег Лосев. Он рассказал об одном из своих проектов – кафе «Вера Федоровна», которое находится на улице Комиссаржевской. Напомним, главная достопримечательность улицы – каштановая аллея.
Олег Лосев согласился с Ольгой Гофбауэр – он отметил, что клиенты кафе – не автомобилисты, а пешеходы. Ресторатор предложил расширить на улице Комиссаржевской тротуарную зону за счет закрытия одной из полос на проезжей части (на улице – одностороннее движение) и убрать парковки.
– Расширив тротуары, мы решим несколько вопросов. Так, мы сделаем более широкое приствольное пространство для каштанов. А летом сможем разместить на тротуаре больше столов и стульев, – пояснил Лосев.
Председатель комиссии МСП Воронежской городской Думы Андрей Суверин предложил при создании мастер-плана Воронежа разделить улицы на три типа: транспортные, жилые «тихие» и туристические.
– Такая специализация даст нам понимание, как развивать туристический потенциал Воронежа. Специализация улиц дает предпринимателю понятные ожидания (что можно, а что нельзя), честные правила (дизайн-код, режимы и графики работы) и приоритет инвестиций (город вкладывается там, где быстрее окупаемость), – пояснил депутат.
Работа с наследием
Директор Центра социальных инициатив городского развития «Точка» Алла Романюк привела примеры успешного бизнеса, который работает с исторической средой. Это опыт предпринимателей подмосковной Коломны и башкирского Бирска. На них ориентируется сообщество «Девичок», пытаясь возродить старинный городской квартал.
Эксперт рассказала, что оборот от творческих, креативных и туристических услуг и продуктов в Коломне составляет 4,5 млрд руб. Этот оборот вырос на основе туристических продуктов, созданных благодаря наследию.
А все начиналось с рецепта старинной коломенской пастилы, которую трое предпринимателей, учредителей Коломенского туристического кластера, нашли в архивах. Рецепт лакомства был успешно воссоздан, и в Коломне запустили ее производство. Магазин и музей пастилы разместился в старинном здании. Бизнес окупился за полгода.
Сегодня Коломенский туристический кластер представляет собой экосистему из 200 творческих предприятий, каждое – действующий и окупаемый бизнес. Большинство туристических объектов в Коломне – это музеи, которые располагаются в старинных домах.
Так, благодаря предпринимателям, начавшим работать с историческим наследием, в подмосковном городе была создана комфортная городская среда и восстановлен облик провинциальной Коломны XIX века.
«Нужно объединяться»
На сессии также выступила вице-мэр Людмила Бородина, возглавляющая координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при главе Воронежа. По словам Людмилы Викторовны, предложения, озвученные на площадке, интересны.
Но, чтобы комплексно менять городскую среду Воронежа, нужен мастер-план. В создании этого стратегического документа принимают участие профессионалы. Они учитывают мнения горожан и представителей бизнеса.
– На основании мастер-плана начинают строить город. Но мастер-план стоит громадных денег. Повезло тем городам, которым эти деньги достались. Воронежу их не выделили, – пояснила Людмила Викторовна.
Вице-мэр призналась в любви к Воронежу. Она отметила, что это лучший город, где бы ей хотелось жить. Спикер также призналась, что у нее болит душа из-за того, что воронежцы не любят свой город и не ценят того, что делают для них городские власти.
– Мне хочется им сказать: «А вы были в других городах?» Покажите мне пальцем, где чище, чем в Воронеже? В Москве и Питере, даже с их огромными бюджетами, не чище. Воронеж «выжимает» из себя все, что может, в рамках своего бюджета, – рассказала Людмила Бородина.
Людмила Викторовна отметила, что в Воронеже нужно создавать комфортную городскую среду. Но сделать ее таковой без поддержки бизнеса невозможно.
– Я могу перечислить пространства и парки, которые нуждаются в реконструкции. Под них уже разработаны проекты, которые прошли согласования. Но они остаются нереализованными, потому что в городском бюджете нет денег, – отметила вице-мэр.
Она призвала предпринимателей быть более активными и помогать преображать общественные пространства и парки.












