2024-04-26

История про одиночество: театр из Болгарии показал свою интерпретацию рассказа Андрея Платонова «Семён»

На малой сцене Воронежского камерного театра в рамках Платоновского фестиваля искусств впервые в России показали спектакль «Семён» болгарского драматического театра им. Стефана Кирова.

На малой сцене Воронежского камерного театра в рамках Платоновского фестиваля искусств впервые в России показали спектакль «Семён» болгарского драматического театра им. Стефана Кирова. Постановка включила два рассказа Андрея Платонова – «Семён» и «Осьмушка».

Моноспектакль – очень сложный жанр: попробуй удержать внимание зрителей на протяжении всего представления. Поэтому некоторые артисты, по задумке режиссёров, прячутся за декорациями, которые сами по себе настолько интересны, что только их уже можно назвать настоящим произведением искусства. Здесь всё иначе. Из реквизита только детская коляска и несколько тряпичных кукол – ничто не мешает актёру Димитару Маркову играть трагедию семилетнего мальчика в приглушённом свете Камерного театра.

По сюжету семилетний Семён помогает беременной матери по хозяйству и следит за младшими братьями и сестрами – мальчик давно забыл, что такое детство. Во время очередных родов женщина умирает, и Семён, понимая, что новорождённый не выживет без матери, решает посвятить свою собственную жизнь этому ребёнку. Это история о заботе, самоотверженности, страдании, любви и желании жить – во имя другой, новой, жизни.

– Это сложная история о чувствах семилетнего мальчика. Я попробовал с помощью средств театра, чего-то совершенно простого, показать глубину того, что меня трогает. В произведении Платонова речь идёт о каком-то глубочайшем одиночестве. Именно оно привлекло моё внимание как режиссёра, именно поэтому я обратился к этому рассказу. И если нам хотя бы немного удалось показать Андрея Платонова на его родине, значит, мы сделали своё дело, – рассказывает режиссёр Ивайло Гандев.

Как объяснил Гандев, для него эта работа – про потерянное детство, про проблему социального характера, которая существует сегодня. Сейчас в Болгарии, по его словам, матери рожают детей и продают в Грецию за 15 тысяч евро, а в Сливене девочка стала мамой в 11 лет.

– Она сама еще не наигралась, о каком детстве может идти речь, – удивляется режиссёр. – В Болгарии не проходят Платонова в школах, но это очень нужный автор, поэтому мы открываем его снова и снова.

Постановка болгарского театра нашла отклик воронежского зрителя – актёрская игра поразила своей проникновенностью. Играть Платонова – порой непосильная для многих задача, поэтому за произведения воронежского автора берутся нечасто. Единственное, что смутило определённую часть воронежцев, – финальная сцена, в которой актёр предстаёт полностью обнажённым.

– Мы не сразу дошли до финальной сцены в том виде, в котором она существует. Обнаженность показывает простоту, одиночество и грусть, которая происходит у человека внутри, и только таким способом она может выйти наружу, – поясняет Гандев. – Поверьте, это сделано не для привлечения внимания. Это то, что родилось во время долгих репетиций, это результат кропотливого поиска. У Платонова герои, стремясь к идеальной цели, умирают, не достигнув её. Хотелось докопаться до смысла этого страдания.

И, кажется, получилось. Режиссёр предстаёт здесь в качестве настоящего художника, который воплощает трагедию несчастного ребёнка, а актёр превращается в дирижёра, играющего на струнах наших чувств, и того, кто увеличивает драматическое напряжение от экспозиции до финальной точки.

Фото дирекции Платоновского фестиваля  

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ