2024-12-13

Город, которого не было: о видах на Воронеж во времена «архитектурного романтизма»

Этим летом одна молодая москвичка после проведенной мною по центру Воронежа пешей экскурсии произнесла: «Как у вас все тут намиксовано. Деревня в центре города». Это она про историческую часть города, которой более 400 лет.
Этим летом одна молодая москвичка после проведенной мною по центру Воронежа пешей экскурсии «Прогулка с историком» произнесла: «Как у вас все тут намиксовано. Деревня в центре города». Это она про историческую часть города, которой более 400 лет, «откуда есть пошел» Воронеж – сразу за главным корпусом ВГУ.

Эту историческую часть города не удалось облагородить ни царской, ни советской, ни постсоветской власти. И сегодня это в основном – «частный сектор» со всеми вытекающими в переносном и прямом смысле последствиями... А современная там-сям «точечная» застройка разномастной архитектуры диссонирует с чертами нашего города. Вот тебе и «туристическая привлекательность», и местечковый патриотизм, и прочие красивые слова, которые сегодня произносятся часто.

Архитектурных, городского дизайна форумов в последние годы в столице Черноземья проводится много, и это хорошо: больше событий, хороших и разных. Только вот где они, выдающиеся «зодчие» и их исторические «творения»?

«Ты помнишь, как все начиналось...»

В освобожденном Воронеже студенты и преподаватели ВГУ, в их числе мои родители, разбирали завалы на проспекте Революции. На восстановительных работах каждому студенту необходимо было отработать 200 часов во внеурочное время. Девизом той поры были слова: «Из обломков развалин, из пепла пожарищ мы возродим тебя, родной Воронеж!» В таких полудобровольных работах участвовали и рабочие, и служащие – все жители.

Им обещали, что город восстанет из руин и станет еще краше. Академик Л. В. Руднев в главной областной официальной газете «Коммуна» в 1944 году писал: «Воронеж должен быть лучше, красивее, чем он был. Эту задачу предстоит выполнить планировщикам, архитекторам, которые задались целью возродить старинный русский город… Воронеж расположен на живописном, изрезанном оврагами берегу реки. Он обладает всеми данными для того, чтобы быть в ряду красивейших городов Союза».

1 если влезет.jpg

Лицом к реке

Академия архитектуры СССР в лице Руднева пообещала учесть лучшие традиции архитектуры и городского строительства. Устранить ошибки недавнего прошлого, а природные возможности использовать сполна. Лицо города будет обращено к реке, с учетом прекрасных перспектив, открывающихся на заречную часть – левый берег. В городе должно быть больше мест для отдыха трудящихся. Многие улицы узки и неудобны, отдельные куски города архитектурно плохо решены.

Московского академика поддерживает воронежский архитектор Н. В. Троицкий. Свое видение планов «облика будущего Воронежа» (его книжка 1953 года с таким названием) он изложил поэтически: «Старый русский город, расположенный на высоком холмистом берегу реки, причудливо извивающийся на широкой пойме, был живописен и хорошо сочетался с окружающей его природой. Имея большое количество церковных сооружений, располагавшихся на вершинах холмов, город четко рисовался острым запоминающимся силуэтом».

А другие слова академика Руднева из 1944 года я предлагаю поместить на все возможные информационные носители, крупно,  в студенческих аудиториях, конференц-залах и кабинетах, в Интернете – где зацепит глаз сегодняшних и будущих «зодчих» и лиц, ответственных за сохранение культурно-исторического наследия: «Для того чтобы дать правильную направленность архитектуре города, следует глубоко изучать сохранившиеся прекрасные исторические памятники, что поможет выработать свой, воронежский колорит архитектуры».

Силуэт на фоне неба

Каким замышлялся облик восстановленного Воронежа? Недосуг, наверное, в свое время было «зодчим» и властям сдувать пыль с книжек и газетных публикаций москвича Руднева и воронежца Троицкого. Сделаем это – сдунем и воспроизведем. С максимальным сохранением стилистики «того» русского языка.

Предполагалось, что склоны холмов, опускающиеся к реке от верхнего плато, на всем протяжении правобережной части города застраиваются зданиями высотой от одного до трех этажей. Все они будут обильно окружены зеленью. Характер малоэтажной застройки на склонах к реке должен быть «нарядный, легкий, радостный». При застройке следует ориентироваться на местные строительные материалы: кирпич, черепицу и другие, из которых можно создать прекрасный тип коттеджа (слово 1944 года. – Прим. авт.). На фоне зелени коттеджи создадут «нарядный» характер застройки этих участков.

Восточный склон с его разнообразной застройкой и «узловые точки архитектурной композиции», а также высокие здания с башнями на площади 20-летия Октября (сейчас пл. Ленина), вдоль проспекта Революции, на Кольцовской улице создадут «четкий и характерный силуэт города, живописно рисующийся на фоне неба».

Узловой точкой архитектурной композиции восточного склона станет новый крупнейший в Воронеже ансамбль государственного университета с монументальным главным учебным корпусом в центре композиции. Ансамбль зданий ВГУ должен был иметь особенность: фасады в сторону реки решены так же выразительно и парадно, как и фасад, мощным портиком замыкающий перспективу Плехановской улицы.

По склонам холма от зданий университета к реке пройдут бульвары, ведущие к набережным и к парку в Большом Стрелецком логу.

Второй высотный узел – многоэтажные здания с башнями на Советской площади вместе с собором на обрыве.

Третий узел высотной композиции  Петровский сквер, расширенный в сторону реки, каскадом зелени спустится вниз от замыкающей его наверху монументальной колоннады фасада и высокой башни здания управления железной дороги. В ансамбль еще должно было войти крупное здание общественного назначения с купольным покрытием вместо разрушенного в войну Дворца пионеров (бывший дореволюционный Окружной суд, затем 2-й Дом Советов). Сейчас здесь бетонный корпус технологического университета.

Разбросанные по склону на выгодно выступающих местах старые церкви и другие здания, являющиеся исторически сложившимися акцентами, включаются в общую композицию.

1 Первый проект послевоенного здания обкома КПСС и облисполкома. Автор — архитектор Л.В. Руднев.jpeg

Ненаписанный бульварный роман

Важным элементом центра города должен был стать бульвар вдоль всех холмов. Идея бульвара появляется еще в 1944 году у академика Руднева – город лицом к реке «путем устройства бульвара по бровке склона. Там, где раньше были хозяйственные постройки и дворы, будет бульвар с красивыми павильонами, киосками и зелеными насаждениями».

Застройка верхнего плато центра города должна быть развернута по трассе нового бульвара, и только по одной его стороне – таким образом все здания бульвара будут обращены фасадами на реку. Вторую же сторону, край обрыва, не застраивать, а лишь оградить красивым каменным парапетом или балюстрадой со статуями, вазами, скамьями для отдыха.

Руднев предлагал начать его от железной дороги – у путепровода. Согласно же замыслу Троицкого – бульвар начнется от Петровского сквера. Далее он пройдет до улицы имени 27 Февраля (сейчас Пятницкого), через которую «перешагнет» при помощи легкого арочного или цепного мостика – по типу ленинградских мостиков через каналы. Далее направится к Мясной горе и по краю Советской площади выйдет на улицу Орджоникидзе, по которой достигнет улицы Карла Маркса, затем протянется до здания пожарной части и вый­дет к ансамблю ВГУ.

От бульваров вниз, к набережной реки, во многих местах протянутся озелененные спуски, каменные лестницы, которые свяжут верхнюю и нижнюю части города удобными и короткими путями.

«Местам для отдыха трудящихся» уделялось особое внимание. Планировалось, что бульвар продолжится по бровке Стрелецкого оврага к улице 20-летия Октября. Устройством в Стрелецком логу большого парка будет решена «проблема отдыха трудящихся в центре города.

Существующий Парк культуры и отдыха имени Кагановича (сейчас Центральный парк) расширяется и через полотно железной дороги выходит к реке, где будет организована водная станция с красиво оформленными павильонами и киосками.

Хотели как лучше

21 августа 1943 года было принято Постановление Сов­наркома и ЦК партии «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецких оккупантов», которое сыграло большую роль в начале возрождения города.

В том же 1943 году Академии архитектуры СССР поручена разработка схемы планирования города, а в 1944 году составлен генплан Воронежа, над которым работала бригада проектировщиков под руководством академика архитектуры, лауреата Сталинской премии Л. В. Руднева.

Постановлением СНК СССР от 14 ноября 1945 года «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР» Воронеж включили в число 15 крупнейших и старейших русских городов, пострадавших во время войны.

В 1948 году принимается правительственное постановление на уровне РСФСР «О неотложных мерах» по восстановлению города, выделяется дополнительное значительное финансирование.

В 1950-1952 гг. генплан Воронежа был переработан в Воронежском облпроекте под руководством В. С. Семенова и архитектора Н. В. Троицкого.

Постановления, «неотложные меры», генпланы – звучит убедительно. Но все познается в сравнении. Недавно на одном из федеральных каналов прошел документальный фильм о восстановлении Киева. Этот город, как и Минск, руководство страны решило сделать «образцом» восстановления. Со всего Союза мобилизовались материальные и людские ресурсы. Полностью возрожденный Крещатик показывали иностранным делегациям в 1948 году.

Когда Троицкий заканчивал генплан, он не знал, что на следующий год умрет Сталин, а через три года Хрущев устроит в Воронеже публичный разнос по поводу здания ЮВЖД – за завышенность объемов строения, расточительную сметную стоимость и неоправданные декоративные украшения. Воронеж попадет в список «нехороших» городов, где допущены значительные «излишества» при проектировании и строительстве жилых и общественных зданий. Об этом будет сказано в Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Новые планы с тем же результатом

В генплане 1970 года хотели вернуться к идее «город лицом к реке». Планировалось строительство крупных общественных зданий на видовых местах – театр на Советской площади, консерватория на ул. Пятницкого.

Снова вспомнили про Большую Стрелецкую улицу и окрестности. Планировался Молодежный центр на Бархатных буграх с устройством моста через Стрелецкий лог. В самом Стрелецком логу намечался крупный парк со стадионом, Дворцом спорта, яхт-клубом и городским пляжем.

Генплан реализован выборочно. Мало кто догадывается, например, что многоквартирный дом в виде развернутой книжки с музыкальной библиотекой (ул. Куцыгина, д. 6) – тоже создание архитектурной доминанты на видовой площадке.

Так и хочется «спросить» Дворец творчества детей и молодежи на бывшем Острожном бугре, который рисовал посетивший Воронеж в 1830-х знаменитый поэт Жуковский: «Избушка, избушка, ты почему к реке задом?»

В 1960-70-е у нас, как и везде, с размахом идет строительство многоэтажных муравейников. Тема, обыгранная в фильме «Ирония судьбы» Эльдара Рязанова. Типовые микрорайоны в городах Союза – улицы с типовыми названиями, типовые дома с типовыми квартирами, обставленными типовой мебелью.

Сейчас в Воронеже во многом отсутствует благоустройство исторической части города, которой более 400 лет. На днях я «спас» группу курсантов военного училища, которые хотели пройти к «Гото Предестинации» по крутизне улицы Карла Маркса. Развернул к улице Декабристов, там склон более пологий и лестница поновее. Им же еще Родине служить, а не в гипсе ходить...

Владимир РАЗМУСТОВ, историк

(специально для «Горкома36»)