2024-05-16

Дистанционные мошенники совершенствуют методы работы

Дистанционные мошенники совершенствуют методы работы
Кажется, о дистанционных мошенничествах можно говорить бесконечно – способов и случаев отъема денег у граждан становится с каждым днем все больше. О старых и новых методах обмана граждан на пресс-конференции 24 мая рассказали представители регионального ГУ МВД и воронежского отделения Центробанка.
В 2022 году преступники смогли различными способами «изъять» у поверивших им жителей Воронежской области 185 млн 687 тыс. руб. Зарегистрировано 1637 преступлений, связанных с мошенническими действиями в сфере банковских услуг, раскрыто же только 167. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество мошенничеств в этой сфере увеличилось, а число хищений средств с банковских карт и счетов уменьшилось, рассказал врио начальника управления уголовного розыска регионального ГУ МВД, полковник Евгений КУЗНЕЦОВ.

«БЕЗОПАСНЫЕ СЧЕТА»


Мошенники чаще теперь используют для связи со своими жертвами мессенджеры – «Ватсап» или «Телеграм», а не обычные телефонные звонки, потому что на современных телефонах подозрительные звонки обычно блокируются. Причем на номера в мессенджерах гораздо проще прикрепить фальшивые логотипы Центробанка, МВД или «Госуслуг».

– Порой людей разводят на деньги повторно, делая своими пособниками. Аферисты ухитряются использовать их счета для того, чтобы положить украденные у другого человека с помощью схожей схемы деньги.

А потом дважды пострадавшие люди еще и попадаются полицейским как сообщники преступников, – рассказал Кузнецов.

Эксперт по кибербезопасности воронежского отделения Банка России Сергей ЧУПАХИН напомнил:

– Банк России – мегарегулятор и не работает с гражданами напрямую. Его сотрудники не звонят клиентам, не рассылают сообщения и удостоверения своих сотрудников и не занимаются обслуживанием счетов частных лиц. Чаще всего аферисты говорят о некоем «безопасном счете» в Центробанке. На него нужно срочно перевести средства, которые у человека якобы хотят похитить. Для убедительности людям даже присылают в мессенджер или на электронную почту документы или удостоверения с логотипом и печатью Банка России.

Гражданину звонит якобы сотрудник правоохранительных органов и сообщает, что в отношении него расследуется дело об утечке персональных данных из какого-то банка. Затем с жертвой связывается лжесотрудник безопасности финансового учреждения, который уверяет, что личные средства гражданина нужно перевести на «безопасные счета», чтобы узнать конфиденциальную информацию о банковском счете жертвы через коды СМС-сообщений. Для большей убедительности речь часто идет о «безо­пасном счете» в Центробанке.

Варианты начала разговора со своей жертвой могут быть различны. Лучше не начинать диалога вообще. Автору этой статьи, например, звонили по номеру, который сразу определялся как Петровка, 38 (в Москве по этому адресу находится МУР). Якобы полицейский сообщил, что сейчас в банке находится человек, выдающий себя за моего племянника, за которым давно идет слежка. Он находится в банке с доверенностями, выписанными «мною» на его имя, и пытается оформить кредиты. Меня стражи порядка просили оказать содействие органам.

Я ответила, что общаюсь с полицией только по повестке, и повесила трубку. Мошенники не успокоились. Перезвонила женщина, представившаяся очередным полицейским, и стала угрожать кучей уголовных статей за то, что я отказываюсь помогать следствию. И только повторное указание на «присылайте повестку» остудило горячие головы аферистов.

ПОДДЕЛЬНЫЕ САЙТЫ


Руководитель воронежского отдела по расследованию преступлений против собственности, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, подполковник Анна Симонцева рассказала, что в полицию очень часто обращаются люди, потерявшие деньги при использовании поддельных сайтов известных брендов. Человек заходит по ссылке, видит знакомый логотип, вводит свои данные, в результате чего мошенники списывают со счета деньги.

В последнее время аферисты стали активно использовать схемы с QR-кодами – размещать в общественных местах объявления, в которых обещают помочь с оформлением социальных выплат семьям с детьми, студентам, пенсионерам. Когда пользователь переходил по QR-коду на сайт или попадал на чат-бот, у него запрашивали персональные данные и данные карты, а затем крали с нее деньги.

Если вам обещают какие-то выплаты, нужно найти официальные контакты ведомств, позвонить и перепроверить информацию или обратиться за разъяснениями в МФЦ, подчеркивают специалисты.

НЕ ВЫСЫЛАЙТЕ QR-КОДЫ


Новшество в работе аферистов – QR-код, который граждане присылают им сами. В некоторых банках появился сервис, когда владелец счета в мобильном приложении может самостоятельно сгенерировать такой код на нужную сумму, поднести его к сканеру в банкомате и снять наличные.

Теперь мошенники звонят гражданам под видом сотрудников банков, сообщают, что обнаружен «чужой» запрос на снятие денег со счета, и просят прислать свой QR-код, чтобы «отменить» операцию. В результате деньги уходят со счета.

Помните, что настоящие сотрудники банков никогда не запрашивают QR-коды у клиентов. Ими нельзя делиться с незнакомыми людьми, не стоит хранить их изображения в мобильных устройствах или в распечатанном виде.

ПРИ ПОИСКЕ РАБОТЫ


Попадаются на удочку мошенников и граждане, ищущие работу. Аферисты рассылают по почте или через мессенджеры заманчивые предложения, обычно – по удаленной работе. Откликнувшемуся рекруту предлагают скачать специальное приложение для прохождения собеседования, а под предлогом начисления будущей зарплаты сообщить данные карты.

Буквально через несколько дней после пресс-конференции в Воронеже произошел случай, о котором предупреждали полицейские.

33-летняя женщина разместила резюме на сервисе по поиску работы технолога мясных продуктов. Через некоторое время ей перезвонил менеджер организации и предложил трудоустройство. Он сообщил, что необходимо скачать приложение «Скайп» для проведения собеседования в формате конференции с сотрудниками фирмы, и прислал ссылку на него. Женщина внесла в программу все свои персональные данные, в том числе и данные банковской карты. После этого «работодатель» сообщил, что, обработав анкету, свяжется с ней. Но звонка так и не поступило, а в мобильном приложении своего банка женщина увидела, что с ее счета списали более 380 тыс. руб.

Не доверяйте рассылкам с предложением о работе, если вас вынуждают оплатить какие-либо услуги, товары, зарезервировать вакансию и провести другие платежи, даже небольшие – 500-1000 руб. Всегда читайте отзывы о работодателе, а свои паспортные данные сообщайте только при подписании трудового договора и соглашения об обработке персональных данных.

КСТАТИ

Для интернет-покупок безопаснее всего завести себе отдельную или виртуальную карту, установить лимит трат или вносить на нее деньги непосредственно перед покупкой. Даже если вы из-за невнимательности введете данные своей карты на мошенническом сайте, то аферистам достанется небольшая сумма, а к основной карте доступа у них не будет.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ