2024-04-25

«Чук и Гек»: молодые воронежские актеры решили вернуть детям Аркадия Гайдара

Сегодня, 27 октября, в Воронеже начинает работу детский театральный фестиваль «Маршак». В первый день фестиваля в числе других спектаклей будет представлена постановка «Чук и Гек», режиссером которой выступает молодой актер театра Воронежского академического театра драмы им. А. Кольцова Евгений Баханов. 
Сегодня, 27 октября, в Воронеже начинает работу детский театральный фестиваль «Маршак». В первый день фестиваля в числе других спектаклей будет представлена постановка «Чук и Гек», режиссером которой выступает молодой актер Воронежского академического театра драмы им. А. Кольцова Евгений Баханов. 

Сдача спектакля прошла накануне, 26 октября, хотя путь «Чук и Гек» прошли долгий – от Книжного клуба «Петровский» до малой сцены драмтеатра. 

Главными рецензорами спектакля будут дети, а они судьи беспристрастные, хотя зрители  благодарные. Но взрослым я бы тоже советовала время от времени смотреть детские спектакли, фильмы или почитывать книжки, чтобы возвращаться мысленно в тот прекрасный мир, куда физически мы попасть уже никогда не сможем. Поэтому спектакль по рассказу Аркадия Гайдара, главного писателя детства для поколения 40+, можно рекомендовать всем – и детям, и взрослым.

Впервые «Чук и Гек» был показан зрителям в феврале 2018 года в книжном клубе «Петровский» и был встречен очень благосклонно, что очевидно – иначе через полгода не вышел бы он на большую сцену.

– «Чук и Гек» – это рассказ, который написан по канонам сказки. Если взять в расчет время, когда было написано произведение, убрать всю сказочность повествования и оставить только прозаичность, мы прекрасно понимаем, где был папа, куда его отослали, почему он был в Сибири. Мы понимаем, что странный характер у мамы, которая никогда не ругала детей, а только разводила их по углам и не разрешала им играть, был только потому, что она очень уставала. У нее не было сил и времени на кого-то кричать, – рассказывал после премьеры в «Петровском» Евгений Баханов корреспонденту «Горкома36» Ирине Лазаревой. – Это универсальная история, которую могут слушать и взрослые, и дети, и каждого она будет цеплять по-своему.

Мама в спектакле не настоящая – кукольная. Она сама ничего не говорит, ее слова и действия передаются словами автора. А взрослые актеры играют в детей. Не детей, а именно  в детей. Может быть, в этом и состоит привлекательность спектакля, а может быть – его неудача. Потому что сыграть ребенка невозможно – не хватит взрослому ни детской искренности, ни детской непосредственности, ни его восхищения перед миром.
 
Для Чука и Гека каждый день нес в себе открытие этого мира, особенно – путешествие к папе в тайгу, которое для детей того времени (1939 год) было сродни полету в космос. Это настоящее приключение, достойное книг о мореплавателях или покорителях Севера. Взрослые на сцене об этом то ли забыли, то ли не дотянули, но не увидела я здесь широко распахнутых глаз Чука и Гека, которые так четко обнаруживаются в рассказе. 

В то же время в спектакле есть много находок, которые выводят тему путешествия на первый план. Например, не менее значимыми, чем актеры, в спектакле выступают чемоданы. Они становятся то вагонами поезда, то имитируют стук колес, а то и вовсе один из чемоданов превращается в чихающего сторожа. Или образ детской чистоты, передающийся через снег, которым усыпана сцена, белую одежду детей. Здесь даже лыжи – белые. 

5.jpg

На самом деле возвращение к советской детской прозе – занятие прекрасное и сложное. Многое приходится читать между строк, многое переосмысливать. Все-таки это была прекрасная литература, не слишком уж отягощенная принципами социалистического реализма. Иначе бы она не пережила свою эпоху и не была востребована современностью. За попытку возвращения и реабилитации Аркадия Гайдара – огромное спасибо Евгению Баханову, Егору Козаченко, Вячеславу Гардеру и всему коллективу, работавшему над спектаклем. 

О первом показе спектакля в Книжном клубе «Петровский» можно прочитать здесь

Фото с сайта Воронежского академического театра драмы им. А. Кольцова.


ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ