В противовес супергероям
Запустить «первую ласточку» и доказать, что снять полнометражное кино исключительными усилиями творческого сообщества – без развитой индустрии, в нашем городе реально, задумали три года назад. Продюсер Артем Герцен и два режиссера Егор Козаченко и Андрей Козлов создали авторскую идею, определились с локациями, актерским составом – и за дело: ранний подъем и работа до ночи, а нередко и круглосуточно. Провести в цейтноте планировали только одно лето, но производство фильма по разным причинам затягивалось.
– Рабочее название нашего фильма – «Большое приключение», и для нас эти три года действительно стали большим приключением, – рассказывает режиссер, актер драматического театра Егор Козаченко.
В центре сюжета – вереница разных исторических эпох, которую с помощью некого механизма запускает отчаявшийся алхимик, потерявший любимую жену. Но кроме добрых воспоминаний, в мир попадают еще пираты, рыцари и разбойники. И только дети под чутким руководством дворецкого, способного открыть и закрыть любые двери, могут все изменить.
– Снять историю в жанре сказки – моя давнишняя мечта. Сейчас сказка куда-то уходит. Даже российский кинематограф стремится к супергероике и выдуманным персонажам, которые не очень ложатся на нашу ментальность. А знакомые с детства Баба-яга, Кощей Бессмертный по-прежнему нас привлекают. Когда мы работали над фильмом в прокат вышел фильм «Последний богатырь», и он оказался очень популярен, потому что близок нам. В нашем фильме главные герои – дети, которые сталкиваются с проблемами и пытаются их решить.
От антиквариата до реликвий
За время съемок сменили несколько локаций – не просто ярких, а видовых для Воронежа. Это меловой карьер под Острогожском, «Гото Предестинация» на Адмиралтейской площади, Центральный парк и дворец Ольденбургских в Рамони. Часть съемок проходила в Липецкой области в парке чудес «Кудыкина гора» и усадьбе Скорняково-Архангельское в Задонском районе.
– Каждый раз, когда мы приезжали на локацию, люди там удивлялись, что мы снимаем кино с детьми и для детей, – рассказывает Козаченко. – Возможно, именно поэтому на многих площадках нам шли навстречу. В меловом карьере специально убрали всю рабочую технику, чтобы расширить площадку. Когда снимали на Каменном мосту, то приостановили автомобильное движение. Нас принимали в школах, а самую массовую сцену с 450 детьми и 30 взрослыми мы сняли в СХИ.
Много сцен сделано в драмтеатре и в Зимнем саду ТЮЗа. Драма также помогала костюмами и всевозможным реквизитом – в довесок к тому, что подбирался художником-постановщиком Александрой Макиевой в антикварных магазинах. Девушка обошла все «точки» в городе и даже блошиные рынки в поисках вещей, которые помогут ей «состарить» реальность. На художественную часть точно посмотрят, ведь в фильме почти не использована компьютерная графика.
– Самая большая наша работа – павильон в Зимнем саду ТЮЗа. Здесь мы создавали библиотеку алхимика, где и происходят главные события. Мы устроили сбор книг, люди надарили нам две тысячи книг, причем среди них оказался какой-то математический справочник начала XX века, наряду с классикой приносили детективы Донцовой. В таком случае мы закрывали торцы или писали на них нужные нам названия, – говорит Александра Макиева. – Еще мы создавали бутафорские книги – из коробок, их использовали на отдаленных планах. А вблизи снимали только «живые» книги, правда все равно их было недостаточно. У нас были волонтеры, которые следили только за перемещением книг, чтобы не допустить киноляпов. Обложка дневника алхимика сшита из натуральной кожи 1880-х, я отыскала материал у мамы-дизайнера, в фильме использованы шкатулка и украшения XIX века.
И хитрость – инструмент
Сыграть в сказочной истории «за идею» откликнулись профессиональные артисты, пожалуй, из всех театров Воронежа. Но даже для них участие в полнометражке – все равно, что нам, зрителям, заглянуть за кулисы театра – первый бесценный опыт. Ну, а самые главные персонажи – дети, и вовсе погрузились в сказку наяву.
– Киношного опыта фактически не было ни у кого. Только Андрей и Артем до этого момента работали над короткометражками, и тут такой масштабный проект. Что объяснять детям, если ты сам впервые на съемочной площадке? – задается вопросом Егор Козаченко. – Дети привыкли к тому, что они занимаются в аудитории и видят перед собой только педагога, а тут костюмы, заданная ситуация, и нужно быстро включаться в процесс. Приходилось идти на всякие хитрости. Например, ребенок бегал пять кругов по локации, потом вбегал в кадр и что-то серьезное говорил, дыша активно, получалось, как будто он взволнован.
Никаких линейных репетиций, только знакомство, небольшая притирка и дубли. Особенно детям киношколы «Стоп! Снято!» нравилось выходить в одной сцене со своим педагогом: здесь стираются какие-либо личные отношения, остаются только партнеры по площадке.
Камера, мотор!
– Это первый в Воронеже полнометражный фильм, который выйдет на большой экран, хотя нами уже выпускались детский киноальманах «Город с улицы Лизюкова», созданный при поддержке Росмолодежи, «Маленькая ведьма», по мотивам сказки Отфрида Пройслера, – рассказывает продюсер Артем Герцен. – Воронеж на самом деле – благодатный город для производства детского кино. Фильм «Потерянные в воспоминаниях» определяет готовность Воронежа выпускать в прокат крупные проекты. И если в начале съемок «Потерянных в воспоминаниях» мы сталкивались с неверием, то минувшим летом во время подготовки других работ, такого уже не было. Уже понимают, что это не шутка, что на самом деле снимают и выпускают продукт. Надо сказать, что еще на этапе написания сценария мы понимали, что наш фильм – это имиджевая история, после которой можно будет говорить: «Это наш проект, и сейчас мы делаем другой, на который ищем деньги». В этот раз мы не могли позволить себе для съемок краны, разное оборудование, использование которого зритель и не заметит, но мы чувствовали потребность в этом – с производственной и технологической стороны.
Общий бюджет картины составил немногим более 2 млн руб. – это небольшой грант от департамента культуры, и средства киностудии, которой приходилось тратиться на покупку реквизита, аренду оборудования, трансфер, обеды, а иногда – гостиницу.
– Мы хотим, чтобы в Воронеже регулярно снимали кино, чтобы условия для этого только улучшались. Вот в Ярославле, где я учился, могут центр засыпать песком: «Надо, чтобы танки проехали – пожалуйста». Поэтому Москва там постоянно снимает, а администрация города располагает какими-то средствами. Если в Воронеже будут созданы такие условия, то тоже возможны будут какие-то вливания в бюджет. «Потерянные в воспоминаниях» – это самый грандиозный и сложный проект, в который мы ввязались. И мы хотим попасть в кинотеатры, показать, что снимать кино в Воронеже, реально.
Сейчас, по словам продюсера Артема Герцена, готовится прокатное удостоверение. Премьерные показы пройдут в кинотеатрах Воронежа и десяти районах области.
От первого лица
Вячеслав Гардер, исполнитель роли алхимика:
– Для меня это очень интересный опыт, мои первые съемки в кино. Мне было так интересно, что я в первый съемочный день, когда у меня не было эпизодов, пришел на площадку, чтобы увидеть, как это создается, только потом понял, что я лишь под ногами мешался. А во время съемок на Адмиралтейской площади я попросился в «помощники режиссера», отвечал в тот день за организацию работы одной из творческих групп и носил ребятам воду! Мне было очень интересно видеть кино изнутри. По-актерски у меня не было разбега, как в театре, не было возможности долго репетировать, учиться понимать своего персонажа, пока он идет от точки «а» в точку «б». В кино нет линейной истории для артиста, она существует только для зрителя. Мы же должны «запрыгнуть» в любую сцену, пока идут съемки в нужной локации. И в этом какой-то особенный кайф!
Вячеслав Бухтояров, исполнитель роли дворецкого:
– Отдельные смены длились круглосуточно, мы домой возвращались без рук и ног. Я вообще не рассчитывал, что эфирного времени у меня будет больше, чем у главного персонажа. Играть должен был другой актер. Мне позвонили и сказали: «Выручай!». Я думал, что это всего эпизод, но в итоге наравне с молодыми довелось бегать по горам и путешествовать. Мои партнеры – дети, с ними тяжело: вместо 5 дублей, мы снимали 10-12, чтобы получить нужный результат. Они не профессионалы, хотя, безусловно, очень талантливые.
Станислав Беляев, исполнитель роли швейцара:
– Мне очень понравилось, что съемки проходили в разных локациях – и хаотичность сцен меня вовсе не пугала. Каждая площадка создавала нужную для фильма атмосферу, и очень интересно чувствовать ее, когда ты впервые на съемочной площадке. Вся моя роль – перенести чемоданы, без слов. И мое умение владеть куклой очень пригодилось здесь, я выражал характер через определенные жесты, например, нес пустые чемоданы, изображая, что они очень тяжелые.
Ирина Донских, ученица студии «Стоп! Снято!», играет Катю:
– За время съемок мы успели побывать в разных местах, нам приходилось ночевать в палатках, сутками находиться на съемочной площадке. Но благодаря этому, я познакомилась с огромным количеством по-настоящему талантливых и интересных людей. Катя – девочка, которая не может справиться со своим страхом, но пытается овладеть собой. В роль я вживалась достаточно долго, ведь это совсем другой человек, иногда приходилось забывать про свои интересы и Ирину Донских. Это удивительный опыт и спасибо, что родители забирали меня с ночных съемок, а в школе с пониманием отнеслись к пропускам.
Максим Яковлев, ученик студии «Стоп! Снято!», играет Никиту:
– Я всегда хотел сыграть на большой сцене или сняться в фильме. Первое время меня пугала камера. Как только я вспомнил про нее, сразу же запинался, забывал текст. Но со временем привык. «Потерянные в воспоминаниях» – не просто опыт, а возможность поработать с реальными актерами-профессионалами. Раньше я мог видеть их только далеко на сцене, а тут – пообщаться вживую и поздороваться за руку. Моя первая партнерская сцена была с Вячеславом Владимировичем Бухтояровым. Нам назначили репетицию за несколько дней до съемок и, когда я пришел в киношколу, Вячеслав Владимирович предложил мне начать репетицию без режиссера. Мы вместе разбирали сложную сцену.
Анастасия Лисица, ученица студии «Стоп! Снято!», играет Настю:
– Передать словами, что такое съемки в фильме, невозможно. Это непередаваемые ощущения! Я была потрясена, когда мне сказали, что я прошла кастинг, и меня взяли на роль Насти. Вся команда за время съемок очень сблизилась, мы столько всего прошли вместе, что все стали для меня близкими людьми. Съемки были раз в месяц, но длились по три-четыре дня сразу, это было очень интересно и сложно, иногда приходилось спать в палатках, кушать на улице, как на пикнике. У нас были еще репетиции, на которых мы разбирали текст – часов по пять! Нас даже заставляли переписывать свои реплики на листок, чтобы лучше запомнить, и, если честно, нас это очень злило. Но это было очень важно, нам во благо. С начала съемок уже два года прошло, мы выросли и изменились. И, конечно, было немало веселых моментов. Наш Данька, например, как-то забыл дома костюм, и его маме пришлось везти его из другого города, а мы ждали, не могли начать съемки. А во время работы в павильоне, когда нас уже подгоняли и говорили, что скоро будет команда «Мотор!», Диана вдруг поняла, что взяла не тот костюм, и мы нарядные в мороз побежали за ним. Это невероятный опыт, не забуду его никогда.
Фото предоставлено создателями фильма «Потерянные в воспоминаниях»