2024-10-10

Звезды мирового балета в Воронеже: артист Большого театра Иван Алексеев - о любимых партиях, работе с «другим поколением» и личной жизни

Он рассказал о своей учебе в Воронежском хореографическом училище, об особенностях воронежской школы балета и о том, что его вдохновляет.

В Доме журналистов 25 апреля состоялась пресс-конференция артиста балета Государственного академического Большого театра РФ, участника второго фестиваля «Воронежские звезды мирового балета» Ивана Алексеева. 

Он рассказал о своей учебе в Воронежском хореографическом училище, об особенностях воронежской школы балета и о том, что его вдохновляет.

С чего начинался балет?

– В Воронежское хореографическое училище я попал совершенно случайно. Моя семья с балетом не связана. Учеба там – просто случай. Вероятно, счастливый, – рассказал Иван Алексеев.

Местное училище Иван закончил в 2005 году и сразу был принят в труппу Воронежского государственного театра оперы и балета, где сыграл партии принца Зигфрида в «Лебедином озере», Базиля в «Дон Кихоте», Белого ангела в «Юноне и Авось», Макбета в «Макбете» и другие. Кстати, в рамках второго фестиваля «Звезды мирового балета» Иван Алексеев приехал танцевать как раз партию Макбета, которую исполнял на сцене воронежской Оперы шесть лет назад.

2.jpg

По словам артиста, переломный момент в его жизни настал в 2011 году, когда его позвали в Большой театр. Там у него получилось закрепиться благодаря полученному в Воронеже образованию, уверен Иван. Он отмечает, что воронежские педагоги передали ему колоссальный опыт.

О секретах успеха

Во время пресс-конференции, которая оказалась короткой, так как Ивану нужно было готовиться к выходу на сцену в родном театре, журналисты задали ему вопросы.

– Как вы считаете, в чем секрет успеха воронежской балетной школы, из которой вышли многие талантливые, известные на Россию и весь мир артисты?

1.jpg

– Секрет прост – педагоги. Есть ученики, которые хотят учиться, и есть педагоги, которые могут передать им опыт и знания. Школа – это не здание, а прежде всего педагоги. Учителя в нашем деле – самые важные люди, поэтому их надо поддерживать, но в нашей стране это делают скудно.

– Поддерживаете отношения с педагогами?

– К сожалению, редко с ними общаюсь. И в этом есть моя вина: много работаю, не нахожу свободного времени. Признаюсь, что в этом году даже забыл поздравить с днем рождения папу.

О Большом театре

– Трудно было начинать работу на сцене Большого театра?

– Да, вначале было непросто. Я сложился на воронежской сцене, ведь шесть первых сезонов танцевал здесь. Творческую жизнь в Москве пришлось начинать с нуля. Я понимал, что это другой уровень профессиональной ответственности. Не знал, принесет ли мне это успех или будет неудачной попыткой.

3.jpg

– Говорят, что психологическая обстановка в Большом театре, как и в любой творческой организации, непростая. Как вы справлялись с таким напряжением в самом начале пути?

– В этом плане было проще, потому что изначально я настроил себя на самый плохой вариант. Но мне встретилось много замечательных людей, которые мне помогли, а потом они стали моими друзьями.

О любимых партиях

– А какая партия из тех, что вы танцуете, ваша любимая?

– Их несколько. Это роль студента в балете «Анюта», роль Ленского в «Онегине» Джона Крэнко и Хозе в «Кармен-сюите». В последнем спектакле мне довелось танцевать с народной артисткой России Галиной Степаненко. Это совершенно другое поколение артиста, с которым я успел соприкоснуться.

– У вас уже большой опыт на сцене. Вы сможете станцевать любую партию?

– И гибель ждет его, как всех, кто слишком верит в свой успех (строчка из пьесы «Макбет» Уильяма Шекспира – авт.).

О жизни

– Наверное, немало артистов балета всю жизнь сидят на диете. Вам приходится отказывать себе в чем-то?

– У меня быстро работает обмен веществ, и я не склонен к полноте. Ни в чем себя не ограничиваю.

– Есть ли в вашей жизни человек, который вдохновляет? И кто ваш самый главный критик?

– Вдохновляют меня жена и дочка. А мой главный критик – я сам.

О выходе на родную сцену

– С какими чувствами будете выходить на сцену? Партию Макбет в одноименном спектакле на сцене воронежской Оперы вы исполняли шесть лет назад.

– С трепетом. Мне хочется станцевать эту партию. Сейчас я в состоянии понять Макбета, донести до зрителя смысл. А шесть лет назад я пытался только станцевать с точки зрения хореографического текста.

Фото с сайта Домжура и Большого театра