2024-04-20

«Змея золотая» добралась до Воронежа: фестиваль негосударственных театров открылся спектаклем про деньги

«В деньгах ли счастье?» – именно над этим вопросом предлагает задуматься режиссёр спектакля «Змея золотая» Николай Коляда, приехавший с артистами своего театра на гастроли в столицу Черноземья.

«В деньгах ли счастье?» – именно над этим вопросом предлагает задуматься режиссёр спектакля «Змея золотая» Николай Коляда, приехавший с артистами своего театра на гастроли в столицу Черноземья. Свою художественную работу они показали воронежскому зрителю в рамках первого фестиваля негосударственных театров «Центр», который открылся вчера, 28 апреля.

Счастье – в мелочах

«Змея золотая» – очень простая, на первый взгляд, история жизни пяти персонажей, но на самом деле – такая сложная и драматическая. Действие разворачивается в обыкновенной шиномонтажке, которых на выезде из города – пруд пруди. Здесь работает парень, к которому приезжает богатая женщина и предлагает ему бросить всё и жить с ней за деньги.

В спектакле нет пространных речей, замысловатых декораций, каких-то грандиозных спецэффектов – внимание зрителя держат исключительно актёрская игра и максимально приближенный к жизни сюжет. Такое впечатление, что это – документальная пьеса о человеке, которого Коляда давно знает, наблюдает за ним, а потом обсуждает его судьбу за чашкой чая на своей кухне.

– Я очень люблю бедные спектакли – в хорошем смысле этого слова. Когда главный на сцене именно артист, а не дым, свет, телевизионные экраны, которые, я убеждён, используют для того, чтобы прикрыть немощь артистов. Вот практически голая сцена, ты один на один с публикой, и давай – докажи, что ты артист, который чего-то стоит, – рассказывает Николай Коляда.

Зрители, несмотря на то, что некоторых слегка шокировало использование в театральном произведении нецензурной лексики и интересных незамысловатых жестов, спектакль уральцев восприняли очень тепло. Во многом это обусловлено высоким смыслом постановки: образ золотой змеи несколько раз кочевал от одного персонажа к другому. Так назвать можно было и богатую даму Свету, которая всё измеряет деньгами, и Виктора из шиномонтажки, который вкушает другую жизнь и превращается в совершенно другого человека, и его невесту Иру, которая сама «продаёт» его ради завидной свадьбы, и даже бабу Любу, которая прожигала жизнь и зарабатывала не тем, чем стоило бы… Но «змея золотая» – это образ денег, которые становятся самым главным в нашей жизни. И в этом видна боль души режиссёра и драматурга. Он пытается донести мысль, что деньги – это мусор.

Так есть ли счастье, раз оно не в деньгах? В финале Коляда отвечает на этот вопрос – есть. В мелочах.

Толчок в развитии театрального искусства

– Воронеж принял нас очень тепло и душевно, думаю, что мы ещё не раз приедем сюда со своими работами, – сказал Николай Коляда по окончании спектакля.

– Негосударственные театры представляют зрителю свежие и творческие мысли. И наш фестиваль – это новый толчок в развитии театрального искусства Воронежа и всего региона, – отметил глава управы Центрального района, идейный вдохновитель проведения фестиваля Александр Попов. – Желание приехать на следующий год уже изъявляли несколько театров из России, Казахстана и Италии. Думаю, что в следующем году мероприятие станет более масштабным и приобретёт международный статус.

Напомним, идея провести в Воронеже фестиваль негосударственных театров родилась из обычной рутинной чиновничьей работы. Управа района решила сделать такое событие, которого ещё не было, и, остановившись на идее проведения фестиваля любительских театров, обратилась за помощью к партнёрам – Никитинскому театру (он является постоянным участником районных мероприятий. – Прим. авт.). Художественный руководитель Никитинского театра Борис Алексеев предложил реализовать более серьёзный и широкий проект – фестиваль негосударственных театров «Центр». Он будет проходить в Воронеже до 2 мая включительно.

С полной программой фестиваля можно ознакомиться по ссылке.

Фото предоставлено дирекцией фестиваля негосударственных театров «Центр»

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ