2024-04-25

Злоба дня: воронежский техосмотр стал предметом межстоличного экспорта

По российской традиции декабрь, наряду с июнем, – время массовых автотехосмотров. Еще неделька - и мы выкатим из дворов и гаражей все, что еще способно двигаться без помощи конной тяги. И поедем, дымя и грохоча, на станции техосмотра...


По российской традиции декабрь, наряду с июнем, – время массовых автотехосмотров. Еще неделька  и мы выкатим из дворов и гаражей все, что еще способно двигаться без помощи конной тяги. И поедем, дымя и грохоча, на станции техосмотра...

Шутка. Конечно, мы, как обычно, а пожалуй, даже дружнее обычного, купим карты техосмотра – традиционный продукт грандиозной отечественной фейк-индустрии.

Нет порока в отечестве моем

80% карт техосмотра в стране продаются, признал Минэкономразвития, обосновывая свои законодательные инициативы по ужесточению процедуры прохождения техосмотра.  В заготовленном  «пакете» – и камеры на линиях техосмотра, и  тюрьма за выдачу фальшивых карт, и беспощадные штрафы. Ведомство  демонстрирует решительность покончить с пороком раз и навсегда.

С каким пороком, ребята? Все нормально, остыньте! Что-что, а этот рынок достиг у нас оптимальных параметров и не требует никакого вмешательства. Когда он контролировался ГАИ,  «купить  техосмотр» можно было за 2,5 тыс.  рублей, сейчас – за 1-1,5 тыс.  Потому что заработала конкуренция – между СТО, брокерами, железными гаражами и всеми, у кого есть коленки, на которых можно заполнить бланк карты. И великая сила конкуренции преодолела все кризисы и инфляции.  Дай Бог, чтобы в производстве продовольствия или жилищно-коммунальных услуг заработали такие же процессы.

Причем тут безопасность?

А безопасность… Что безопасность? Большинство из законопослушных 20%, согласно опросам, ездят на техосмотр не потому, что им жалко этой тыщи, – они хотят проверить автомобиль и убедиться, что он безопасен. Низкий поклон им, как говорится, но чем тогда техосмотр так уж отличается от планового обслуживания на авторизованном сервисе? Воронежский автоправозащитник Николай Киселев  подсчитал: из  3000 первых  ДТП  2018 года  только 40  произошли из-за неисправности авто. То есть никакой связи между статисткой ДТП и процедурой т/осмотра не прослеживается в принципе. 

Да, продукт, который здесь производится, специфичен. Он называется «ЧТОБЫ ЭТИ НЕ ПРИСТАВАЛИ».  Но это вполне реальная потребность наших граждан, которая получает реальное удовлетворение посредством реальной услуги. Это часть нашего ВРП – внутреннего регионального продукта!

Карты техосмотра – первый рынок, который принял в стране  не уродливо-монополистические, а классические стройные формы и способность к саморегулированию. Председатель общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов написал у себя в блоге: «Хотел посмотреть, получится ли получить диагностическую карту дистанционно.   И получилось! Мне выдали документ, что мой автомобиль прошел техосмотр в Воронеже, несмотря на то, что он не покидал пределов Петербурга…»

Что-то вроде чувства региональной гордости шевельнулось во мне при чтении этих строк: столица Черноземья экспортирует услугу – и не куда-нибудь, а в Северную столицу! Мне кажется, и сам Холодов с трудом скрывает восхищение от работы слаженной машины, легко  ломающей барьеры.

Миллионы людей эта работа устраивает, а чиновников из Минэкономразвития, видите ли, не устраивает! И вот слон, покачивая боками и помахивая ушами, направился в посудную лавку...

Сценарий грядущей катастрофы

Сегодня услугу оказывает множество разных людей. Если же всех клиентов завтра отправить в узкую горловину официальных площадок, начнется кризис хуже того, что  случился с «пропавшими» полисами ОСАГО. Не хватит ни СТО, ни видеокамер, ни специалистов – ресурсы-то строго рассчитаны на 20% клиентов.

Появятся «допуслуги», торговцы очередью, возродится коррупционный интерес у инспекторов, совсем было угасший при 800-рублевых штрафах.

И инвестировать в сферу реального техосмотра никто не будет – при нынешних тарифах на услугу, в которых сидит 80% фейка. А повышать одновременно и штрафы, и тариф на техосмотр – значит, провоцировать социальную напряженность. А когда социально напряженный водитель подъедет к СТО и увидит очередь  в три вилюшки – он напряжется еще больше, вы же понимаете.  И будет горячо надеяться, что опытные жулики, десятилетиями кормящиеся  этой  услугой, что-нибудь придумают и на этот раз.

Нет, не надо трогать  идеально сбалансированную экосистему – любое вмешательство приведет к катастрофе…

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ