2024-11-23

Злоба дня: воронежские строители попали в «ценовую петлю»

«Законодательная петля: почему застройщики массово отказываются от социального строительства?» Не совсем традиционное название для отраслевой межрегиональной конференции, которая состоялась 6 июля в отеле «Марриот». Кричащая формулировка, надо понимать, призвана привлечь максимальное внимание к проблеме, которая для большинства граждан представляется частной и узкоотраслевой.


«Законодательная петля: почему застройщики массово отказываются от социального строительства?» Не совсем традиционное название для отраслевой межрегиональной конференции, которая состоялась 6 июля в отеле «Марриотт». Кричащая формулировка, надо понимать, призвана привлечь максимальное внимание к проблеме, которая для большинства граждан представляется частной и узкоотраслевой.

Но проблема скоро может коснуться всех. Не состоялся конкурс мэрии Воронежа на строительство школы за 3,5 млрд рублей на Московском проспекте. За возможность реализовать уникальный для России проект, еще недавно строители встали бы в очередь, а теперь наши могучие, всесильные застройщики как в ступор впали. Хотя предполагаемое время окончания работ – 2022 год.  Может статься  в огромном новом микрорайоне может образоваться столь же огромный дефицит школьных мест.

Еще один свежий факт – в Воронеже признали несостоявшимися торги на ремонт здания специальной коррекционной школы № 31 для детей с ограниченными возможностями здоровья. Начальная стоимость контракта составила немалые 17,5 млн рублей. Однако на торги не поступило ни одной заявки.

И по всей стране наблюдается снижение интереса строителей к реализации социальных проектов. Потому что основные проблемы строителей подобных объектов не ограничены территориями субъектов. Это, как утверждалось на конференции в «Марриотте», колоссальный рост цен на строительные материалы и невозможность, из-за несовершенства отдельных норм законодательства, отразить этот рост в бюджете проекта.

На римере своего предприятия ценовую ловушку показал гендиректор ООО «Воронежстройреконструкция» Юрий Кондратьев. Его компания реализует проект поликлиники на 1,1 тыс. посещений за 1,37 млрд рублей. Строительство должно быть закончено к 20 декабря 2022 года. Но компания вынуждена сейчас покупать материалы для строительства по гораздо более высокой цен, чем было заявлено в смете, в связи с этим предприятию грозят катастрофические убытки.

Спикер поделился данными, согласно которым средний процент роста цены на металл составил 128,5%, на кирпич, газосиликат и бетон – 11,4%, на утеплитель, рулонный материал – 39,3%, электрику – 64,7%. Общестроительные материалы, такие как фанера, пиломатериалы, крепежные материалы подорожали более чем на 90%.

По версии представителя Минпромторга, в первую очередь скачок связан с тем, что в прошлом году спрос был недостаточный, стройки стояли и сейчас производители вынуждены были навёрстывать недоработанный спрос. Также из-за этого произошла переориентация производителей на зарубежный рынок и у нас оказался дефицит стройматериалов.

Ну, воронежцы, положим, не внесли своего вклада в эту ситуацию, у нас стройки не стояли. Но страдаем мы одинаково со всеми.

Временной диспаритет цен преодолеть невозможно, и председатель Союза строителей Воронежской области Владимир Астанин пояснил почему:

 В рамках действующего закона можно увеличивать цены контрактов. Нам говорят: «берите на себя ответственность и увеличивайте». Но есть две проблемы. Одна из них – нестыковки законодательства, которые приведут к тому, что руководители субъектов или уполномоченные могут быть наказаны за такие изменения цен. Вторая проблема – это где брать деньги на увеличение цены контракта. Никто пока не обозначил, где взять этот источник. Многие объекты строятся с федеральным финансированием. Минфин сказал: «дополнительных денег нет, ищите на региональном или на местном уровне». Все прекрасно понимают, что для подавляющего числа субъектов РФ это – неразрешимая проблема.

По итогам конференции участники подписали резолюцию, с просьбой к федеральным органам власти поддержать изменения в законодательство, предусматривающие возможность корректировать цену контракта, если произошло её увеличение более чем на 15% по одной или более позиций ценообразующих строительных ресурсов.