2024-03-29

Злоба дня: недоверие воронежцев друг к другу стало ключевым фактором кризиса


Смотрел сегодня за завтраком интервью с главой Минстроя Владимиром Якушевым. И невольно сделал телевизор погромче, когда спикер объявил об ожидаемом падении спроса на новые квартиры в постэпидемический период.


Смотрел сегодня за завтраком интервью с главой Минстроя Владимиром Якушевым. И невольно сделал телевизор погромче, когда спикер объявил об ожидаемом падении спроса на новые квартиры в постэпидемический период.

 На 50 процентов,  сказал  министр, сославшись на консолидированное мнение большинства экспертов.  

Неужели все так плохо для хребтовой для нашего государства отрасли? Да нет, не так плохо. Это прогноз на тот случай, если мы отменим карантинные меры сразу после «майских» и запустим все простаивающие площадки; в реальности все может оказаться хуже.

И какую же причину падения назвал Владимир Якушев?  

 В первую очередь – невозможность воспользоваться привычными сервисами.

Поясним. Сегодня покупатель в большинстве регионов не может прийти в контору к риелторам или застройщикам. Не может съездить на объект, пощупать линолеум, оценить кривизну стен, вид из окна, шумность унитаза, посмотреть в глаза продавцу...  Это все, кстати,  – «привычный сервис».

А новейший сервис – это когда тебе отснимут и обработают в редакторской программе жизнерадостный ролик, покажут через интернет и предложат перевести энную сумму денег на расчетный счет продавца. Представить себе ролик, который показывает скрытые дефекты новой квартиры, невозможно.

В общем, понятно, почему при технологической решаемости новые сервисы пользуются популярностью, близкой к нулевой.  

Зато спрос на дачную недвижимость растет, как борода у самоизолировавшихся мужиков: в редакционной почте все   тематические порталы отметились удивленными релизами. Здесь уже есть 50-процентный рост спроса! И, скорее всего, в этом тоже сказывается фактор первой сигнальной системы: дачу можно навестить, обойти, потрогать, постучать ботинком по косяку.

И еще один показатель в 50 процентов.

 Платежи предприятий и бюджетных учреждений по итогам марта сократились почти на 50 процентов, от граждан – на 30 процентов,  отметил Якушев.

Объяснение вроде то же  «жители некоторых российских регионов не умеют пользоваться электронными сервисами для оплаты жилищно-коммунальных услуг». Но почему тогда  граждане, в том числе бабульки и дедульки,  оказались продвинутее, чем современные конторы? Нет, дело, думается, не только в  таком понятии, как  «современные сервисы». Похоже, предприятия по русской привычке ждут: авось выйдет какое послабление, скидка али субсидия. А граждане верят в стабильность  приходящих счетов. Говорю же – дело в доверии.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ