Из искры зажигания в Воронеже возгорается пламя. «Дорогие друзья! Вы все чаще выражаете в социальных сетях беспокойство в связи с ростом цен на бензин. Действительно, они растут в течение всего года. Причина проста: вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) активно вывозят топливо за рубеж. Там оно стоит на 11 рублей дороже».
За 11 сребреников…
С таких слов начинается обращение компании ВТК к воронежцам, обнародованное на корпоративном сайте – и сразу все ставит на свои места. 11 рублей – вот, оказывается, цена остатков нашего благополучия и патриотизма ВИНКов.
"Мы возмущены сложившейся ситуацией так же, как и вы! Сотрудники ВТК живут в соседних с вами подъездах, водят детей в те же школы, так же мучаются по утрам с парковкой у работы. Повышение пенсионного возраста, «золотые парашюты» чиновников, выплата наших с вами налогов олигархам, пострадавшим от санкций: не слишком ли много на нас взвалили?! А теперь еще мы должны заплатить ВИНКам за недополученные ими сверхприбыли!"
Мы наблюдаем феномен – «социальное расслоение» среди хозяйствующих субъектов, которые вчера вместе как сыр в нефти катались. Никто из местных сетей не возражал, когда цены повышались посредством акцизов: проверенная рыночная мера примиряла всех игроков. 10-процентную маржу всем выгоднее иметь с дорогого бака, чем с дешевого.
С кем вы, мастера пистолета?
Но отраслевая солидарность закончилась и началось внутривидовая борьба, как только государство начало сдерживать цены на топливо. 13 ВИНКов, контролирующих 60% российского рынка, понудили к заморозке цен – угрозой закрыть границы для вывоза бензина. Но одним кнутом вертикальные нефтебароны явно не хотят удовлетвориться. Договор о ценовом сдерживании они восприняли как какой-нибудь аншлюс: мы, мол, власти гарантируем социально приемлемые цены, а власть не будет морщиться, видя, как мы с урчанием поглощаем бензиновую мелкоту.
«А когда что-то вывезти не получается, ВИНКи восполняют выпадающие доходы за счёт оптового рынка, – продолжает излагать в своей прокламации ВТК. – У независимых нефтяных компаний больше нет возможности сдерживать цены на АЗС и работать себе в убыток: оптовые цены на моторное топливо давно выше, чем в розницу. В итоге расплачиваться за такой «рынок» придется простым автомобилистам и аграриям...»
«Опт дороже розницы», да еще "давно"? Скоро в учебниках напишут про способы выживания в таких условиях: бодяжить, недоливать, прятаться от налогов. А как еще? Все эти методы неплохо были отработаны еще в прошлом кризисе. Но в нынешние суровые времена фокус может и не пройти: слишком много развелось контролеров на каждый литр бензина.
Хорошо скрытые симпатии
Я бы солидаризовался с каждым словом возмущения от ВТК, но смущает один вопрос: а что же раньше товарищи молчали про "золотые парашюты", «наши с вами» налоги и «ихних» олигархов?
– Наши эмоции связаны с Америкой, Украиной, Венесуэлой, Сирией, – продолжают развивать мысль воронежские труженики бензинового пистолета уже в Фейсбуке. – А то, что мы остановили развитие и неуклонно идем под откос, беспокоит в России слишком малую часть населения. Французов возмутил даже намек на подобное…
Ребята, разъезжающие на «Лексусах», готовы возглавить митинги и петиции настоящих бедняков на «Реношках», и боюсь даже предположить, куда их готовы вести дальше… Такого проявления социальной солидарности мы еще не видели.
Но доверятся ли инициаторам в походе за справедливостью «простые автомобилисты и аграрии», которые возмущаются ценами на информационном табло, а вовсе не брендом на заправочной колонке?