Я, наконец, познакомился с новым ресурсом, который несколько недель шлет мне на почту загадочные уведомления. Ресурс называется «Яндекс Район», и граждане делятся там своими наблюдениями и суждениями по-соседски, не рассчитывая на широкий резонанс или начальственное внимание.
И первое, что я обнаружил, – недоуменно-веселое наблюдение: "В поликлинике № 12 появилось объявление о том, что оскорбление сотрудников ведет за собой административную ответственность".
"Неужто так сильно достали наших врачей?" – вопрошает автор.
«Конечно, достали, отношение к врачам ужасное», – искренне посочувствовал один комментатор.
"Какое лечение, такое и отношение", – угрюмо буркнул другой (похоже, потенциальный нарушитель Административного кодекса).
«Хорошо бы повесить и аналогичное предупреждение для врачей», – намекнул третий.
Все высказали разные мнения. Но это грустный плюрализм, товарищи: кто бы ни был прав, его реплика будет отражать неблагополучие нашей медицины. По крайней мере, в сфере взаимодействия с пациентами.
И вот тут мне вспомнилось движение «Поликлиника (больница), доброжелательная к человеку (к ребенку)». Оно зародилось в начале века и сошло на нет лет 10 назад, так и не дав ответ: а разве может существовать в нашей Вселенной больница, недоброжелательная к человеку (ребенку)?
Потом пошло новое поветрие – «удовлетворенность медицинской помощью». Удовлетворенность, удовлетворенность… Слово тоже какое-то сомнительное. Началось массовое анкетирование, в котором авторов интересовало не улучшение моего здоровья, а улучшение моего настроения после посещения поликлиники. Что, как я смутно догадываюсь, не совсем одно и то же.
Кажется, и эта напасть проходит, и навязчивую идею обратной связи реформаторы перенесли прямо к больничной койке, объявив переход от патерналистской к демократической медицине (если не путаю термины). Согласно новой «модели», больной приобретает право голоса, собраний, митингов, шествий и т. д. – и в итоге сам участвует в выборе средств и методов лечения. Сбылась мечта кухонных знатоков медицины, светил поликлиничных коридоров!
Правда, такой подход предполагает и соответствующую меру ответственности, к чему наши граждане пока не привыкли. Идеал знатока: командует – он, отвечает – врач.
Откровенные провалы имиджевых акций, по моим наблюдениям, не смогли помешать реальным улучшениям. Вместо окошек-амбразур появились низкие стойки, через которые я могу перегнуться и посмотреть прямо в самые-самые глаза регистраторше. Очередей к терапевту почти нет, а к специалистам – нет вообще, потому что терапевт сразу говорит: к ЭТИМ записываться бесполезно. Честно, четко, без лишних потерь времени.
Зато когда меня в августе укусил боррелиозный клещ, сразу два инфекциониста боролись за право лечить больного. Тут уж как повезет.
А народ что, народу не угодишь. По последнему мировому рейтингу лучшей была признана медицина Швеции, в пятерке лучших – Израиль, Россия – глубоко внизу. И тут же под списком появился комментарий: «Я живу в Швеции 26 лет, а сестра в Израиле 20 лет. Здравоохранение почти одинаково в этих странах и не лучше, чем в Москве, зато намного дороже. Я сама лечусь в Москве, живя в Швеции. Вы о чем говорите? Не мутите людям мозг!» Несть, как говорится, пророка...