2024-05-22

Жизнь в русском стиле: в воронежской библиотеке хранится уникальная коллекция рисунков народных костюмов

Прикоснуться к прошлому, узнать, какую одежду носили наши предки, в какие игрушки играли дети Воронежской губернии, из какой посуды мамы кормили малышей, можно в библиотеке-музее им. П.Д.Пономарева. Это в своем роде уникальное культурное учреждение: музеем книг, литературы могут похвастаться многие библиотеки, а вот «пономаревская» смогла собрать еще и коллекцию предметов крестьянского быта и русской культуры.
Прикоснуться к прошлому, узнать, какую одежду носили наши предки, в какие игрушки играли дети Воронежской губернии, из какой посуды мамы кормили малышей, можно в библиотеке-музее им. П.Д. Пономарева. Это в своем роде уникальное культурное учреждение: музеем книг, литературы могут похвастаться многие библиотеки, а вот «пономаревская» смогла собрать еще и коллекцию предметов крестьянского быта и русской культуры.

Библиотека, ставшая музеем

История Общественного музея народной культуры началась в 1997 году, когда библиотека получила дарственную коллекцию предметов крестьянского быта и декоративно-прикладного искусства от заслуженного работника культуры России Петра Пономарева (1918–1997), известного исследователя народных костюмов и ремесел. Учреждение обрело новый статус: библиотека-музей им. П.Д. Пономарева.

DSC08322.JPGСотрудники продолжали разыскивать интересные экспонаты для музея, выезжали в села Воронежской области. Так, из Репьевского района были привезены подлинные народные костюмы.

Многие предметы крестьянского быта приносят сами читатели библиотеки, дарят гости. Жена и сын заслуженного художника России Масабиха Ахунова передали воронежской библиотеке-музею коллекцию линогравюр. Работы известного художника хранятся также в Государственном Русском музее, других известных музеях страны. Тридцать картин подарил самодеятельный воронежский художник Вячеслав Черкасов.

Об уникальной библиотеке-музее стало известно во всей России. Депутаты Госдумы, известные врачи, писатели, законодатели моды при посещении столицы Черноземья почитают за честь побывать в пономаревском музее. Когда известного художника-модельера Вячеслава Зайцева спросили, что такое «русский стиль», он посоветовал съездить в Воронеж в библиотеку-музей им. П.Д. Пономарева.

«Ваш вклад в сохранение исторического наследия имеет огромное значение не только для города Воронежа, но и служит прекрасным примером для учреждений культуры нашей страны», – читаем в письме из Государственного Русского музея.

Босоногое детство

Очень интересен зал «Босоногое детство». Его основой стали электронные копии картин художников-передвижников о крестьянском детстве, благодаря которым современные школьники могут узнать, как жили их сверстники в ХIХ веке. Были подобраны экспонаты, отражающие быт того времени, и, конечно же, игрушки. В коллекции наряду с копиями присутствуют и подлинные игрушки из воронежских сел.

DSC08324.JPGМожно подержать в руках Зольную куклу, которая приехала из села Солдатское. Тельце куклы набито золой – это прекрасный мягкий антисептик. Зола имеет сакральный смысл, поскольку олицетворяет очаг в доме. Хорошая хозяйка золу не выбрасывала, а использовала в хозяйстве – ей мыли голову, стирали, удобряли огород. У куклы нет глаз – чтобы не сглазила ребенка. Зато гендерные признаки (грудь) выражены ярко.

Кукла Суховейка держит в руках ведро. Цвет ее костюма – выгоревшая трава и деревья, когда дует ветер-суховей. Это обрядовая кукла. Когда долго не было дождей, крестьяне делали такую куклу, выходили на косогор и просили силы природы послать им дождик. Помолились – завязали на руке куклы тонкую тесемочку. Не пошел дождь – приходили молиться на следующий день, и опять завязывали тесемку. Чем больше на руке у Суховейки завязано тесемок, тем, значит, дольше не было дождей. Как только на землю обрушивалась живительная влага, куклу сжигали, потому что она вобрала в себя негативную энергию.

Есть здесь ароматная кукла Марфушка-травница, набитая чабрецом и мятой. Живет в музее кукла Семиручница – оберег. Такую куклу делала для себя каждая девочка, чтобы стать хорошей хозяюшкой – ведь уже с четырех лет их учили рукоделию, а с шести сажали прясть.

Можно здесь увидеть заношенную, но настоящую крестьянскую блузку, которую в праздники надевали девочки, миниатюрный горшочек, в котором варили кашу младенцам.

В библиотеке действует школа юных музееведов, и дети сами проводят экскурсии по своему залу.

Глиняная жизнь

В 1966 году выпускники Абрамцевского художественно-промышленного училища супруги Суворковы организовали в Рамони фабрику на основе карачунской гончарной глины. Рамонские керамисты создавали глиняные сервизы, вазы, блюда, керамические декоративные элементы для парков. В творческом процессе мастеров значительное участие принимал Петр Пономарев.

В музейной экспозиции библиотеки представлены блюда, крынки, наборы для окрошки, молока и творога, чашки кофейные и чайные, кружки для пива, тарелки для супа, молочники, сувенирные тарелки, сахарницы, различные кувшины для соков, компотов, штофы, выполненные художниками рамонской керамической фабрики.

Каждое изделие уникально, но их объединяет родственный орнамент. Рисунок каждого изделия – это не просто выдуманный художником узор, а зашифрованный код знаков, обладающий определенным смыслом и значением.

Все изделия изготовлены из местной красной глины, покрыты глазурью, а узор представлен ромбами, волнистыми линиями, кругами. Во всем присутствует мифологическая символика, раскрывающая тесную связь человека с природой.

Золотое наследие

обяз DSC08329.JPGСамое ценное наследие Петра Дмитриевича Пономарева, хранящееся в музее-библиотеке, – это более трехсот его рисунков народных костюмов, выполненных с натуры, с подробным описанием: где наблюдался костюм, кто его носил, из каких тканей выполнен. Художник скрупулезно прорисовывал каждую деталь костюма, чтобы можно было воссоздать его даже спустя века. Коллекция имеет неоспоримую художественную и историческую ценность, и ее вполне можно назвать золотым наследием художника. Кстати, костюмы для народных ансамблей и хоров в Воронеже часто шьют именно по эскизам Пономарева.

Здесь же представлены фотографии крестьянских семей начала XX века, наглядно показывающие, как одевались в Воронежской губернии.

Полета творческой фантазии сотрудникам не занимать – в багаже музея-библиотеки 50 тем экскурсий. Но вот своего сайта нет – для этого нужны дополнительные средства. В то же время оцифровка рисунков Петра Пономарева, как нам кажется, задача государственных ведомств – тем более что 2020 год в России объявлен Годом народного творчества.

Наталия ОСАДЧАЯ

Фото автора


ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ