Странно даже думать, что год назад в эту пору на улице стояла устойчивая плюсовая температура, и воронежцы начинали потихоньку просить Деда Мороза хоть о каком-то снеге. Сценарий нынешней зимы совершенно иной. В конце ноября года текущего мэр Воронежа Вадим Кстенин собрал городской хозактив на специальное совещание, на котором предупредил: «Мы должны быть готовы к первым серьезным осадкам».
И вот начались «серьезные осадки».
Уик-энды без выходных
Пик первых испытаний пришелся на ночь с 6 на 7 декабря, когда на улицы вышли почти 200 единиц уборочной техники, около 300 работников ручной уборки – и люди, и машины работали в две смены.
– Чтобы организовать пересменок, технику даже не отгоняли на базу - механизаторы районных комбинатов благоустройств сменяли друг друга прямо на улице, - уточнили в мэрии Воронежа. - Для вывоза снега привлекали стороннюю технику: снега много, а лаповые погрузчики - очень производительные, под их транспортеры только успевай подгонять КамАЗы.
Директор комбината по благоустройству Железнодорожного района Дмитрий Еремин домой уходит только, чтобы поспать и переодеться. Движение техники он отслеживает с помощью навигатора ГЛОНАСС. Видно, что поначалу колонны тракторов взялись за магистрали вроде Ленинского проспекта, улицы Остужева, а также Северный мост.
Снежный путем идете, товарищи
Три первых маршрута – улицы разных категорий приоритетности, четвертый маршрут – тротуары, пятый – межквартальные проезды. Все подчинено четкому плану, и ритм работе задает сама погода.
С началом большого снегопада на улицу выходят «пескачи» – пескоразбрасыватели – и обрабатывают наиболее критичные для всего движения участки магистралей: спуски и подъемы, мосты, тормозные площадки на перекрестках и остановках общественного транспорта. Далее производится сплошная обработка проезжей части улиц, по которым ходит общественный транспорт.
Этап второй: через 2-4 часа производится сгребание и сметание осадка. Машины движутся по строгой диагонали, чтобы добиться перехлеста очищаемых полос и не оставить борозд снега.
– А почему сначала вы посыпаете дорогу смесью, а потом сметаете ее вместе со снегом? Не проще ли сметать, а потом посыпать?
– Если сразу не разбросать смесь, машины примнут снег и быстро образуется наледь, с которой трудно что-то поделать. Если же автомобили едут по обработанной дороге, совсем другое дело: их колеса взбивают снежный покров; благодаря эффекту миксера образуется коричневатая «шуга», которая уже и к асфальту не прилипнет, и сцепление с дорогой повысит. А вот тротуары мы сначала чистим, потом посыпаем чистым песком, - пояснил Дмитрий Еремин.
Огласите весь список
Заметно, как от сезона к сезону растет «медиавооруженность» наших читателей – что в целом, конечно радует. Любой участник движения может щелкнуть смартфоном – и уже через минуту выложить фото в соцсеть. Только комментарии к таким снимкам не всегда понятны профессионалам. Так, претензия номер один – это та самая «шуга», или «каша», или просто «грязный снег».
– По «каше» из отработанного снега, соли и песка можно относительно спокойно и безопасно ехать, соблюдая скоростной режим и выбирая манеру вождения в соответствии с погодными и дорожными условиями, –настаивают специалисты. – А в противном случае мы могли бы увидеть на дорогах ледяной накат – такой, какой наблюдался лет 10 назад. Тогда произошел транспортный коллапс; даже на магистральных подъемах дежурили бульдозеры, чтобы затаскивать буксующие на льду фуры; про частный сектор и говорить было нечего: в то время легковушки оказались запертыми во дворах.
Так что коричневое месиво – плод не разгильдяйства, а трезвого расчета коммунальщиков. Да, его отвалы лежат на правой стороне дороги и не украшают вид, но сегодня уже не та ситуация, когда подобные сугробы лежали месяцами. День-два – и до них доходит очередь.
А «снег ловить на лету» воронежские коммунальщики пока не научились.
Новинки и «традиции»
Вторая по статистике причина недовольства сетевых активистов – плохая расчистка территории платных парковок. И в этом есть логика: ведь если за эти площадки горожане платят деньги, то и рассчитывают они на особые условия. Но есть и пара «но». Сложности с уборкой возникают именно в «бесплатное» ночное время, когда граждане ставят авто на ночную стоянку – и организуют серьезное препятствие для уборки и вывоза снега. Во-вторых, опыт взаимодействия «Городских парковок» с подрядчиками из райкомбинатов благоустройства исчисляется считанными днями – все в процессе отработки.
Гораздо сложнее достигнуть взаимопонимания с теми, ради кого эта работа во многом и делается – с водителями личных транспортных средств. С утра чуть ли не на каждом оживленном перекрестке можно видеть «поцеловавшиеся» железные парочки. Именно они, а не «каша», не «отвалы» катастрофически – вплоть до 10-балльных пробок – замедляют движение на дорогах.
Последняя сводка
По данным администрации Воронежа, днем 7 декабря на дорогах города работали более 180 единиц техники, 277 работников ручной уборки – последние расчищали подходы к переходам, ливневки, тротуары. К 19.00 вывезено 1550 кубометров снега, израсходовано 1236 тонн песко-соляной смеси. Ожидается, что ночные объемы будут существенно больше.