2024-03-19

Женский взгляд: в областном центре открылась выставка произведений воронежских художниц

Весна в художественной жизни черноземной столицы традиционно наступает на улице Кирова, 8 – так и случилось опять и снова. В выставочном зале Союза художников, прописанном по указанному адресу, развернулся «Весенний вернисаж».
Весна в художественной жизни черноземной столицы традиционно наступает на улице Кирова, 8 – так и случилось опять и снова. В выставочном зале Союза художников, прописанном по указанному адресу, развернулся «Весенний вернисаж» – областная выставка творчества женщин-художниц. Этот масштабный показ – неизменный спутник 8 Марта, знаменующий канун женского праздника.

Не раба идеи

105 художниц, почти две сотни работ: живопись, графика, скульптура, витраж, гобелен, батик, керамика, бисероплетение, куклы… За что бы, будучи профессионалом, ни бралась представительница слабого пола – ее произведение априори созидательно. Такова «дамская» установка на жизнь – оптимистичная, несмотря и невзирая.

Тематически выставка – разнообразна, как всегда. Но – опять же, по обыкновению – много в экспозиции работ, посвященных красотам природы, детям, животным, сказочным и мультяшным персонажам. Портреты современниц, пейзажи (городские, кажется, в приоритете), натюрморты (большей частью – с благоухающими цветами) – также в изрядном количестве.

– Я очень люблю женские натюрморты, – пооткровенничал посетитель Виталий. – Рассматривать их – все равно, что в душу художницы заглянуть. В пейзажах женщина, в силу своей дисциплинированности, послушно идет за натурой, в портретах – тем более. А натюрморты она выстраивает в соответствии с собственным пониманием прекрасного, ориентируясь только на свой вкус, свои знания, свои умения. И мне интереснее всего как раз эти вещи наблюдать и анализировать. Выводы? Делаю, конечно: талантливая художница не только точно передает фактуру, структуру предмета или материала, но собирает все нюансы и детали в такую гармонию, на которую только женская интуиция и способна. Мужчина, особенно в творчестве, – раб идеи. А женщина ее продуцирует и на безыдейном уровне: простым видением того, что красиво, а что – нет…

Четвертый десяток

«Вернисаж»-2018 отличается от предыдущих, пожалуй, меньшим «удельным весом» в экспозиции скульптуры и произведений декоративно-прикладного искусства. Зато то немногое из этой «оперы», что выставлено, пользуется у зрителя особым спросом – как своего рода редкость. А значит – изюминка.

Перечислить пофамильно всех авторов-художниц нет ни возможности, ни смысла – каждая заслуживает персонального зрительского внимания. Кроме всего прочего, наши современницы на весенних предпраздничных выставках не только показывают свое мастерство, но еще и традицию замечательную поддерживают и продолжают.

Впервые местные представительницы «художественного цеха» объединились ради женского вернисажа в далеком 1940 году. Сколько после этого прошло показов – история умалчивает, известно только, что традиция оформилась к пятидесятым годам. А спустя время вновь прервалась, чтобы возродиться в восьмидесятых. Усилиями, прежде всего, замечательного мастера живописи Ксении Успенской; также возрождение традиции связывают с именем тогдашнего директора Дома архитектора Наталии Антиповой, которая разместила  «Весенний вернисаж» в руководимом ею учреждении.

О традиции напомнил председатель правления регионального отделения Союза художников России Алексей Смирнов, открывавший выставку. Алексей Ефимович отметил: сегодняшнее коллективное «женское выступление» – уже 31-е по счету. Получается, четвертый десяток «вернисаж» разменял – а свеж и юн, как в молодые годы. Что же до роли женщины в развитии воронежского изобразительного искусства – ее переоценить трудно. Где женщина – там яркая, острая эмоция, тонкое мирочувствование, щедрый отклик на красоту. За оной и стоит зайти в эти морозные дни в зал на Кирова – благо за просмотр выставки денег не берут.
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ