2024-04-25

Зеркала в стиле «клюква»: в воронежском художественном музее открылась выставка уникальной линогравюры «Медвежья азбука»

Зеркала в стиле «клюква»: в воронежском художественном музее открылась выставка уникальной линогравюры «Медвежья азбука»
Экспозиция работ молодого воронежского художника Дениса Булавинцева, выполненных в технике линогравюры, под общим названием «Медвежья азбука», открылась в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского. Выставка будет работать до 27 сентября.

Экспозиция работ молодого воронежского художника Дениса Булавинцева, выполненных в технике линогравюры, под общим названием «Медвежья азбука», открылась в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского. Выставка будет работать до 27 сентября.

Серия создана в 2018–2020 годах и входит в большой графический цикл художника «Медвежий угол».

Буква с филигранным воплощением ее образа в новом смысле. Например, «Б» – как сочленение пьяной парочки медведя и мужика с Балалайкой. «Т» – как Тапки-Табуретки и прочая «русская бытовуха» с теле-Трансляцией и с тем же непременным медведем под ногами. «Х» – бесконечно заведенный Хоровод из детей в буденновках, матерей в кокошниках и тех же медведей (лучше с ударением на последнем слоге). Этот лубок в образе детей-матерей-медведей молодой Денис Булавинцев изобразил как представление «просвещенных иностранцев» о русской жизни в западной пропаганде со времен холодной войны. Соответствует ли такой «азбучно-лубочный» образ нынешнему восприятию России иностранцами, с учетом образовательной, культурной и просто человеческой интеграции – вопрос очень спорный, однако работы художника, выполненные в ироничном стиле «клюква», завораживают.

Сам жанр «клюква» соответствует язвительному выражению «клюква развесистая», которое обозначает курьезные представления о другом народе, чаще всего – иностранцев о России, о русской жизни, культуре и языке. Поэтому «Медвежья азбука» – этакая бывалая небывальщина, ироничная, нелепая и смешная. Cерия работ Дениса Булавинцева демонстрирует устойчивые мифы и штампы о русской жизни. Так Булавинцев создал новый художественный штамп, обыгрывающий сам штамп. Например, о том, что в России снегопад – круглый год, по дорогам слоняются пьяные медведи в ушанках с балалайками. Сатирический эффект намеренно заострен в расчете на эмоциональную реакцию зрителя, который вдоволь насмеется, разозлится или задумается.

денис булавинцев.jpg

Начавшись, как шутка, как та самая «развесистая клюква», со временем серия пополнялась новыми работами. Открывались другие возможности самой идеи и ее художественного воплощения – и придуманный мир зажил собственной жизнью, обрёл дополнительные смыслы. Каждый лист – самостоятельная новелла, связанная с остальными работами сквозными персонажами и прежде всего главным героем – медведем, который здесь предельно очеловечен. Именно коллизии, в которых оказывается «русский мишка», становятся сюжетным и образным содержанием серии.

Центральная работа музейной экспозиции – «Икар», по мнению самого художника, «ключ» к пониманию всего цикла гравюр. «Икар» переводит увиденное ранее в другой регистр, позволяя всерьез говорить о том, над чем потешались буквы «Медвежьей азбуки». Романтическое чувство полета открывает землю, увиденную с высоты в новых удивительных подробностях. Мир переворачивается в этом художественном зазеркалье, и открывается обратный взгляд – с земли в самые небеса.

– Если абстрагироваться от конкретного сюжета и от скрытых в нем смыслов, то главный смысл, который я хотел изобразить – это важность осмысления нашего подлинного и самобытного культурного ядра. Каждый народ должен стремиться к такому осмыслению, или он обречен на вторичность. Моя ирония по поводу восприятия России западной интеллигенцией – это всего лишь отправная точка во всей работе. А потом здесь оказалось намешано много всего – и пропагандистские штампы времен холодной войны, и штампы времен царской России. В итоге появилось каша, которая переварилась и выдала нечто самобытное. Нечто похожее на счетную машину, но с инновационной ручкой от мясорубки, – прокомментировал «Горкому36» Денис Булавинцев.

– Денис, но почему в своих работах вы настаиваете на таком «прочтении просвещенными иностранцами» русской жизни и России? Ведь так вы вступаете в другое опасное и тоже ироничное зазеркалье, в котором уже представлен ваш штампованный взгляд на тупых, схематичных, с выпрямленными мозгами иностранцев.

– Я настаиваю, что содержание работ является полностью вымышленным и не имеет ничего общего с реальностью. Художник спит и грезит – а вы видите сны. Поэтому любое ваше зрительское прочтение моих картин равноценно авторскому. И лично для меня какие-то смыслы открылись уже после того, как картинка оказалась полностью готова, – говорит Денис.

Над каждой такой тонко выгравированной «картинкой» художник работал полгода.

Справка «Горкома36»

Денис Булавинцев – художник, график. Окончил Воронежское художественное училище, учился у известного графика, заслуженного художника России Владимира Преснякова. В 2011 году стал победителем областного творческого конкурса «Культпоход». В Воронеже прошли две персональные выставки художника — «Чернозем» в 2012 году и «Черным по белому» в музее им. И.Н. Крамского в 2015 году. В 2016 году Денис Булавинцев совместно с поэтом Леной Дудукиной издал «бродилку» по Воронежу «Между небом и асфальтом». В ней опубликованы линогравюры художника и стихотворения о городе Елены Дудукиной. В 2016 году «Между небом и асфальтом» в книжном клубе «Петровский» стала бестселлером.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ