2024-11-01

«Занятия для ребёнка должны быть в радость»: преподаватель ДШИ №7 Сергей Абрамов – о том, как привить детям любовь к музыке

«Занятия для ребёнка должны быть в радость»: преподаватель ДШИ №7 Сергей Абрамов – о том, как привить детям любовь к музыке
Сергей Абрамов играет на гитаре уже 30 лет. Двадцать из них преподает игру на этом замечательном инструменте – он учит ребят в Детской школе искусств №7 города Воронежа. Ученики Сергея Геннадьевича – лауреаты престижных исполнительских конкурсов, их знают далеко за пределами Воронежской области и даже России. А сам преподаватель является лауреатом премии Министерства культуры РФ «Лучший преподаватель в сфере искусств» и победителем регионального этапа общероссийского конкурса «Лучший преподаватель ДШИ». Корреспондент «Горкома36» поговорил с педагогом о том, как привить ребенку любовь к музыке.

– Сергей Геннадьевич, откуда вы родом? Как пришли к музыке?

– Я родился в городе Кузнецке Пензенской области. До того как взять в руки гитару, занимался в секции дзюдо. А в 10 лет мама привела меня в музыкальную школу, которая открылась недалеко от дома. Так я стал учиться игре на гитаре.

Работать педагогом в музыкальной школе я начал в 2003 году, будучи студентом Кузнецкого музучилища. После его окончания поступил в Воронежскую академию искусств. Затем продолжил обучение в Тамбове, в аспирантуре ТГМПИ имени С.В. Рахманинова. С 2006 года по сегодняшний день работаю преподавателем игры на гитаре в ДШИ №7. Являюсь лауреатом всероссийских и региональных конкурсов.

За время пандемии освоил экзотический инструмент укулеле. Помимо этого, с юности увлекаюсь электрогитарой.

– У вас много талантливых учеников. Среди них – Дима Дубровский, который успевает не только делать успехи в музыке, но и профессионально заниматься карате. Расскажите о нем.

– С Димой я занимаюсь с 4,5 лет. Сейчас ему 13, он играет на гитаре уже девять лет. За это время Дима стал лауреатом более 50 международных, всероссийских и региональных конкурсов, неоднократно становился обладателем гран-при. Он стипендиат международных фондов имени Юрия Розума и «Новые имена», участник концертных программ фонда Владимира Спивакова.

Дмитрий является лауреатом премии форума одаренных детей Воронежской области. Этой же награды был удостоен еще один ученик моего класса – Кирилл Марков. Также эти ребята и мой выпускник, а ныне студент РАМ им. Гнесиных Данила Харцызов в разные годы становились лауреатами премии правительства Воронежской области.

Помимо Димы, у меня учатся много других юных талантливых гитаристов. Это Витя Блеканов, Паша Никодимов, Володя Степкин. Паша, например, поступил в 10 лет. У него очень большое желание научиться играть на гитаре, и за год он сделал большой рывок. К концу первого класса он стал лауреатом двух серьезных конкурсов.

– Вы сказали, что Дима начал учиться играть на гитаре в 4 года. Не рано ли это для малышей? Ведь пальцы у них нежные.

– Чем раньше начнешь, тем лучше будет результат! Ребята учатся играть на классической гитаре с нейлоновыми струнами, они не причиняют вреда пальцам. В настоящее время для занятий с детьми есть различные размеры гитар. Для удобства малыши могут учиться играть на гиталеле – гибриде гитары и укулеле с шестью струнами. Такая маленькая гитара есть и у Димы – инструмент ему подарили родители после победы на одном из конкурсов.

– Как вам удалось найти подход к четырехлетнему непоседе? Ведь в этом возрасте дети неусидчивы.

– На самом деле все проходило весело и увлекательно. Первое время уроки длились по 30 минут. Моей задачей было сделать так, чтобы максимально увлечь ребенка музыкой. Дима в то время любил группу «Металлика», ему хотелось научиться играть любимую песню. И в качестве мотивации мы параллельно с основной программой учили композицию этой группы.

С 4,5 лет Дима выступал на концертах в музыкальной школе. Впервые на конкурсе он выступил в 6,5 лет. Чем раньше ребенок выйдет на сцену, тем лучше. Это поможет в дальнейшем побороть излишнее волнение. Конечно, нужно тонко чувствовать и учитывать готовность ребенка к таким мероприятиям. Не ставить слишком высокие требования. Максимально создать поддерживающую среду. Очень важна похвала после выступления, которая вдохновит юного артиста на новые достижения.

– Что посоветуете делать в тех случаях, когда родители хотят, чтобы их ребенок учился в музыкальной школе, а сам ребенок этого не хочет? Стоит ли его заставлять?

– Нет, заставлять ребенка не стоит. Многое зависит от педагога – насколько он заинтересует ученика. Нужно постараться максимально привить ему любовь к музыке. Если ребенку интересно на уроке, то он будет стараться. Занятия музыкой должны быть в радость. Но и без помощи родителей не обойтись. Когда они сами увлечены музыкой, помогают в освоении инструмента, радуются первым успехам, вместе с ребенком слушают музыку и ходят на концерты.

– Сколько вообще учатся игре на гитаре?

– В ДШИ от 5 до 8 лет, все зависит от возраста учащегося. Если ребята захотят построить карьеру музыканта, то нужно идти дальше, поступать в колледж – это еще четыре года, затем пять лет учиться в институте. Кто-то поступает дальше в аспирантуру. Словом, учиться музыке можно всю жизнь.

– Я знаю, что у вас есть и взрослые ученики. У них мотивации больше?

– Да, они знают, чего хотят. Но им сложнее находить время для выполнения домашних заданий. Если этого не делать, то уроки – впустую потраченное время.

– Вы видите в своих учениках будущих профессиональных музыкантов?

– Не важно, будут ли мои ученики музыкантами, музыка останется с ними навсегда. Например, мой выпускник Дмитрий Джиоев поступил учиться на программиста в ВГУ. Но музыкой продолжает заниматься – он преподает, играет на электрогитаре, делает аранжировки и выступает с различными группами Воронежа. Я горжусь своими учениками!

– Сергей Геннадьевич, ваша семья тоже музыкальная?

– Да, моя супруга Екатерина – профессиональная пианистка и преподаватель, старшая дочь Анастасия занимается на саксофоне, младшая Есения увлекается вокалом. Настя является лауреатом премии правительства Воронежской области, лауреатом и обладателем гран-при различных профессиональных исполнительских конкурсов. И в декабре выступит на одной из престижных сцен, в сердце Москвы – малом зале «Зарядье».

– Ваше педагогическое кредо?

– Я верю, что все дети по-своему талантливы. Задача преподавателя – этот талант найти и раскрыть. Сформировать яркую, интересную личность. Детей нужно научить любить музыку и разбираться в ней. Поэтому труд преподавателя – поистине ювелирный.

замена в текст.jpg