2024-04-24

Задание на завтрак. Рекомендации специалистов: какая помощь нашим детям не помешает

Многие родители младше­классников так стараются помочь им во всех учебных делах, что практически садятся за школьную парту вместе со своими детьми.
Деева.jpg

Многие родители младше­классников так стараются помочь им во всех учебных делах, что практически садятся за школьную парту вместе со своими детьми. Это понятно и психологически оправданно, но постепенно нужно предоставлять ребенку большую самостоятельность. Как это сделать, рассказала педагог-психолог Наталия Деева.

Научите самоорганизации

Начинающий ученик легко отвлекается, не очень хорошо ориентируется во времени, забывает и теряет учебные принадлежности. Поэтому родители по вечерам проверяют, все ли ребенок положил в портфель, помогают ему правильно организовать свое время и рабочее место, объясняют, почему важно выполнять домашние задания, следят за тем, как он выводит буквы и цифры. Тем самым взрослые создают фундамент для дальнейшей успешной учебы ребенка, их помощь на этом этапе имеет огромное значение.

Воспитайте дисциплину

Постарайтесь приучить школьника садиться за письменный стол для выполнения уроков в один и тот же час. Ребенку необходим четкий распорядок дня. После школы и обеда дайте ему пару часов свободного времени: пусть отдохнет, поиграет, подышит свежим воздухом. Считается, что самое продуктивное время для уроков – с 15 до 18 часов. После 18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается.

У каждого человека своя скорость выполнения заданий. Через каждые полчаса полезно делать 5-10-минутный перерыв: встать, размяться, посмотреть в окно, чтобы уменьшить напряжение глаз. Короткий отдых улучшает концентрацию внимания.

Контролируйте в меру

И все же с первых школьных дней ученик должен чувствовать собственную ответственность за все, связанное с учебой. Конечно, хорошо, когда в тетрадках нет ни одного зачеркивания, так как мама контролировала вырисовывание каждой буквы, но ребенок не ощущает, что это – его личное достижение. Помощь помощью, однако папа и мама свою школу давно окончили, и уроки важны в первую очередь для самого школьника. Если он не понимает задания, не может разобраться и просит объяснить, безоговорочно помогите ему. Но не предупреждайте каждый его шаг, не сидите с ним над тетрадкой. Чрезмерный родительский контроль приводит к тому, что ребенок не чувствует ответственности и не учится самостоятельности.

Не занимайтесь творчеством вместо детей

Часто школьное задание подразумевает совместную работу родителей и детей – это творческие проекты, презентации и т. д. Порой они превращаются в конкурсы произведений родителей, которые, вспомнив детство, азартно принимаются «творить», отодвинув в сторону детей. Не проявляйте излишней активности, пусть ребенок будет в вашем тандеме главным. Даже если работа получится шероховатой, не доводите ее до совершенства в той степени, как вы это понимаете. Ребенок должен чувствовать, что это его творение, а не мамино или папино.

Верните самостоятельность

Если ваш ребенок уже далеко не первоклассник, а вы по-прежнему из года в год делаете с ним уроки, начните постепенно возвращать ему самостоятельность. Договоритесь, что он один будет делать легкие задания до вашего прихода с работы, а со сложными вы ему поможете. Если в выполненных уроках обнаружатся ошибки, не заставляйте все переписывать, а научите, как аккуратно исправить их в тетради.

Не указывайте на ошибку сразу, а предложите ребенку самому найти ее и исправить. Не забывайте хвалить! Похвала, эмоциональная поддержка не только вдохновляют и вселяют уверенность, но и способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека, как утверждают ученые.

Проверьте здоровье

Школьник может самостоятельно не справляться с уроками и из-за проблем со здоровьем: гиперактивности, повышенного черепного давления или психологического климата в школе. Если ребенок часто жалуется на усталость или головную боль, покажите его врачу.

Если он регулярно просиживает над домашними заданиями на 30-40 минут больше, чем рекомендуется, имеет смысл поговорить со специалистами (школьным психологом, педиатром). У некоторых детей процесс формирования тонкой моторики, которая необходима для учебы, заканчивается лишь к 8 годам.

Подготовил Александр САУБАНОВ

Питание для мозга

Рыба

Рыба содержит омега-3 жирные кислоты, необходимые для работы мозга и нервной системы. Без них ухудшается память, интеллект, возникают депрессия и агрессия. Кроме того, рыба содержит йод и фосфор – также важные элементы для работы мозга.

Яйца

Это один из лучших источников белка, а также жиров и витаминов. Яичный желток богат холином (витамин В4), который помогает сосредоточиться, а также улучшает способность нейронов проводить нервные импульсы.

Грецкие орехи

Еще один источник омега-3 жирных кислот и белка. Орехи повышают уровень серотонина – вещества, которое помогает бороться с депрессией. А еще в орехах содержится лецитин, который улучшает работу мозга и активизирует память.

Капуста

Брюссельская капуста повышает способность к концентрации внимания. Брокколи – один из главных источников витамина К, который улучшает работу мозга. Также в ней содержится бор. Нехватка этого микроэлемента приводит к снижению умственной активности. Для работы мозга полезны все виды капусты.

Бобовые

Богаты фолиевой кислотой, витаминами B12 и В6, улучшающими краткосрочную и длительную память.

Чеснок

Чеснок улучшает память. Кроме того, он обладает свойством ускорять кровообращение, а значит, мозг лучше снабжается кислородом и быстрее работает.

Рекомендации диетолога

Утро для школьника

Дуракова Людмила в кружок.jpg
Чем накормить ребенка перед школой? Этот вопрос наверняка задавали себе все родители. Даже если ученик завтракает в школе, до этого ему предстоит выдержать несколько уроков. А если не завтракает – нужно придумать, что дать ему с собой.

Каким должен быть правильный рацион школьника, рассказала врач-эндокринолог высшей квалификационной категории, преподаватель областной школы сахарного диабета Воронежского областного клинического консультативно-диагностического центра Людмила Дуракова:

– Ребенку перед уходом в школу полезно съесть нежирное, не очень сладкое, теплое блюдо. Например, кашу, омлет, вареное яйцо, рыбу, котлету, творог. Очень хорошо будет дополнить блюдо любыми овощами. Завтрак можно завершить чаем или какао с молоком.

Бутерброды с колбасой ребенку с собой в школу лучше не давать. Прекрасная замена – бутерброд с отварным мясом: говядиной, курицей, индейкой и с помидором, огурцом, сладким перцем, листом салата. Можно добавить сыр и запечь бутерброд в микроволновке. Полезно перекусить запеканкой, яблоком или грушей, огурцом или морковкой.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ