В последнее время в столице Черноземья в сфере оформления ДТП появилось интересное предложение: многие страховые компании завели штат аварийных комиссаров, которые выезжают на место аварии и занимаются оформлением документов.
Такого поворота событий мало кто ожидал – законодательство не менялось, это была инициатива самих страховщиков. Зная о нравах на рынке ОСАГО, водители многие новшества считают подозрительными. Поэтому «Берег» решил выяснить, почему массово появились аварийные комиссары, и как к ним нужно относиться водителям.
С понятием «аварийный комиссар» у нас не очень хорошая ассоциация. Мы уже писали про организации, которые якобы ставят своей целью помочь водителям в оформлении ДТП, а на деле просто берут с них приличные деньги за очень легкую работу, на что пострадавшие в аварии зачастую соглашаются из-за шока. Однако с аварийными комиссарами от страховых компаний ситуация другая – за их услуги водитель из своего кармана не платит, это делают сами страховые. Возникает резонный вопрос: зачем им это нужно?
В разговорах с корреспондентом «Берега» один из комиссаров признался, что их основная функция – зафиксировать наличие ДТП и повреждение автомобилей, чтобы избежать мошенничества. Первым делом по прибытии на место ДТП комиссары фотографируют поврежденную машину, потом эти фото будут сверять со списком повреждений. То, что комиссары потом могут оформить документы – не более чем бонус, но для водителя – очень приятный. А также – весомый аргумент выбрать в качестве страховщика именно такую компанию.
Развитие института европротокола, когда в случае небольших ДТП аварии должны оформляться без участия ГИБДД, наталкивается на проблему правовой неграмотности населения и боязнь страховых компаний столкнуться с мошенничеством. В итоге водители в большинстве своем просто не знают, как оформить бумаги, чтобы потом гарантированно получить деньги. Вот и ждут по старинке сотрудника ГИБДД, к подписи которого доверия куда больше. Комиссар, представляющий страховую компанию, решает сразу обе проблемы. Со стороны страховой больше нет подозрений, потому что их сотрудник лично убедился в реальности аварии, да и документы заполнены верно – ведь делает это опытный человек.
В ГИБДД тоже всячески поддерживают новую инициативу, потому что она сокращает нагрузку на полицейских по оформлению мелких аварий. Корреспондент «Берега» стал свидетелем того, как вызванный на место ДТП наряд, увидев прибывшего раньше аварийного комиссара, попросил выписать его штраф виновному водителю (бумаги потом все равно передаются в полицию, так что штраф в итоге будет оформлен как нужно) и уехал.
Нужно только понимать, что аварийный комиссар все-таки не имеет таких полномочий как полицейский, поэтому может оформить далеко не любое ДТП. Если в аварии участвовали несколько автомобилей, есть пострадавшие, или предполагаемая сумма ущерба более 50 тыс. руб., то европротокол уже оформлять нельзя.
Остается вопрос – зачем страховым компаниям держать штат комиссаров, покупать служебные автомобили и оплачивать ГСМ? Ведь это немалые расходы... На самом деле тут все логично. «За любое липовое ДТП страховая компания заплатит больше, чем мне за несколько месяцев моей работы», – признался корреспонденту «Берега» один из комиссаров. По-хорошему, оплата услуг комиссаров уже включена в стоимость полиса. Тем более, по новым правилам обращаться за выплатой необходимо в «свою» страховую компанию, с которой водитель заключал договор.
Правда, далеко не у всех страховых компаний, которые работают на воронежском рынке, есть свои комиссары: кто-то только налаживает сеть, кто-то пока не видит в этом необходимости. А зря: наличие «своих» комиссаров – важное конкурентное преимущество любой страховой компании.
Стоит отметить, что развитие сети комиссаров от страховых компаний серьезно подорвало работу «независимых» организаций, к деятельности которых было много вопросов. Правда, они и сейчас выезжают на место ДТП, но за свои услуги требуют денег, так что конкурентную борьбу потихоньку проигрывают.
Как комиссары узнают о ДТП? С помощью полиции. Теперь операционист спрашивает водителя, клиентом какой страховой он является, а потом передает данные о ДТП ее комиссарам. Как показывает практика, сотрудники страховой компании приезжают на место аварии значительно быстрее, чем полицейские.
И уже одного этого вполне достаточно, чтобы при прочих равных условиях предпочесть их услуги по оформлению аварии. Кстати, некоторые воронежские страховые компании уже начали рекламировать услуги своих комиссаров, рассылая СМС с телефонными номерами. С таким подходом можно и вообще без посреднических услуг ГИБДД обойтись.
Не все страховые компании обзавелись штатом комиссаров. Кроме того, комиссары действуют пока только в пределах Воронежа. Если вы попадете в ДТП на территории области, а уж тем более – другого региона, то комиссары от страховой к вам не приедут. Впрочем, это, похоже, уже следующий этап развития системы.
Появление у страховых компаний своих комиссарских служб оказалось выгодным всем сторонам, без скрытых подвохов. Пострадали разве что страховые мошенники и «левые» организации, предоставляющие платные услуги.