2024-11-24

За штраф и за совесть: пофигисты и «летчики» на воронежских дорогах не переводятся

В эпоху коронавируса у воронежских водителей уменьшилась платежеспособность и вырос пофигизм. Федеральная служба судебных приставов сообщила, что так по всей стране: общий долг по штрафам ГИБДД в 2020-м вырос с 10,4 млрд руб. до 11,3 млрд. 

В эпоху коронавируса у воронежских водителей уменьшилась платежеспособность и вырос пофигизм. Федеральная служба судебных приставов сообщила, что так по всей стране: общий долг по штрафам ГИБДД в 2020-м вырос с 10,4 млрд руб. до 11,3 млрд.

На 1 января у приставов было свыше 13 600 000 производств о взыскании штрафов, средний долг по которым – 830 руб., а основной – 500 руб. за превышение скорости. Это явление массовое, и воронежские водители весь год вносили свою лепту в эту тему.

Как мертвому припарка

За январь-февраль 2020-го, еще до пандемии, количество ДТП в Воронежской области выросло на 18%, погибших (58 человек) – на 38%, раненых (543) – на 20%. Каждый день видеокамеры фиксировали 4-5 тыс. превышений скорости (одна из главных причин ДТП с убитыми и ранеными), а инспекторы ловили десяток-другой пьяных водителей. А сколько их на самом деле, никому не ведомо.

ГИБДД и УФССП регулярно докладывают о ловле злостных неплательщиков штрафов, а воронежцы удивляются: как это не платят? Приставы автоматом списывают штраф со счета должника, а машины рецидивистов ищут и арестовывают! Другим за каждое нарушение приходит извещение, и они сразу платят половину штрафа, пока есть возможность; откуда же берутся рецидивисты?

А они берутся. В марте 2020-го автоинспекторы остановили на площади Ленина Hyundai Solaris жительницы Воронежа 33 лет. Оказалось, за ней числятся 166 штрафов, из которых оплачен лишь один, а с чего вдруг она его оплатила, осталось неизвестным.

Приставы арестовали и изъяли этот Hyundai Solaris.

В тот же день на Плехановской остановили Mitsubishi Space Star жителя Рамонского района 28 лет. 150 штрафов он в гробу видал. Приставы его авто арестовали, а молодой человек тут же погасил в ближайшем банке все долги и помчался дальше.

ГИБДД по этому поводу погрозило «летчикам» пальцем: не стоит нарушать правила! Но вряд ли сами автоинспекторы верят в действенность уговоров. Потому что следом в Воронеже задержали 41-летнего водителя «Вольво» – 116 нарушений и на 100 тыс. руб. неоплаченных штрафов.

В июне ГИБДД по Воронежской области провела рейд «Автобус», и соцсети откликнулись дружным: давно пора, а то водители маршруток ведут себя на дорогах, как слоны в посудной лавке. Инспекторы поймали всего лишь двух водителей 40 и 64 лет, причем младший даже не знал про два штрафа за превышение скорости и выезд за стоп-линию и пообещал, что больше никогда так не будет. В соцсетях ему не поверили: уж слишком горячей стала тема пофигизма маршрутчиков.

В июле очередной рейд принес ГИБДД столь же малый урожай: два маршрутчика-рецидивиста на месте оплатили 16 тыс. руб. штрафов, а машины еще двоих, накопивших 70 штрафов на 120 тыс., отправились на штрафстоянку.

В августе ГИБДД зафиксировала абсолютный рекорд: воронежец 22 лет на «Мерседес E200» – 232 тыс. руб. неоплаченных штрафов! Причем крутой юноша, чтобы избежать ареста своего «мерина», сразу же заплатил всю сумму.

За стеклом

Отдельная тема – штрафы за излишнюю тонировку; воронежские автомобилисты не боятся их так же, как и превышения скорости. Рейды ГИБДД по отлову машин с затененными стеклами к осени 2020-го принесли цифру, которую в соцсетях оценили как импотенцию автоинспекции: 15 507 нарушений! Штраф за сверхнормативную тонировку – от 500 до 1000 руб. или арест до 15 суток, но крутым водилам тонировка важнее денег.

ГИБДД обещала с такими не церемониться и карать их вплоть до ареста.

В сентябре инспекторы всего за сутки составили 84 материала по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ, выдали 54 требования прекратить нарушение, а 5 дел направили в суд.

В феврале 2021-го пришла пора новой зачистки маршруток. За неделю рейда «Маршрутное такси» ГИБДД получила более реальный итог, чем в июне 2020-го, оштрафовав 90 (!) водителей маршруток. Причем один из них вообще без прав возил пассажиров! Другой проехал на красный свет.

24 водителя ездили на маршрутках с неисправностями или незарегистрированными изменениями конструкции машины. Семеро «гуляли» по дороге, игнорировали дорожные знаки, 25 не пристегивались ремнями, восемь нарушали правила остановки (в соцсетях полно видео, как маршрутки останавливаются во втором ряду); у девяти были проблемы со световыми приборами. Лишь одного привлекли за разговоры по мобильнику во время езды, хотя какой «один» – все они регулярно общаются с коллегами; трое не пропустили пешеходов. Оштра­фовали также трех должностных лиц за выпуск на линию неисправных маршруток.

В самом конце февраля ГИБДД провела в Воронеже мероприятие «Трезвые будние дни», чем удивила многих водителей – обычно пьяных ловили по темноте. Рейд выявил 14 пьяных водителей! Пятерых отправили в мед­учреждения для сдачи анализов, еще пятеро отказались от медосвидетельствования, четверо сразу сознались, что «выпимши». Заодно автоинспекторы пресекли более 60 (!) других нарушений ПДД.

За пьяную езду или отказ от медосвидетельствования КоАП карает штрафом в 30 тыс. руб. и лишением прав от 1,5 до 2 лет. А за рецидив – уголовная статья 264.1 УК РФ.

Но пока особых успехов в борьбе ГИБДД с рецидивистами всех мастей не видно.

Олег Гладышев

Фото Алисы Ермаковой

ПОД ТЕКСТ

Вступление перенесли

Российский премьер Михаил Мишустин подписал постановление о переносе срока вступления в силу нового порядка техосмотра автомобилей с 1 марта на 1 октября. Водители вздохнули с облегчением.

Мало какое новшество получало такой объем критики в СМИ и соцсетях, как грядущая реформа автодиагностики. Премьер напомнил, что с началом весны предполагалось ввести электронные диагностические карты, фотофиксацию, а весь процесс технического осмотра контролировать сотрудниками Госавтоинспекции. Хотя непонятно, откуда ребята с полосатыми палочками возьмут столько времени, ведь объем работ на станциях техосмотра возрастает многократно, требования ужесточены, даже за крохотную трещину на стекле можно лишиться диагностической карты. А за нарушение правил предусмотрены высокие штрафы и даже уголовная ответственность.

До сих пор все реформы в системе проваливались, думается, по простой причине: это было не производство услуг, а производство денежных потоков, и за контроль над ними постоянно боролись чиновники гражданские, чиновники в погонах и страховщики. Но эти миллиарды шли мимо казны. Около 80% карт, ранее – талонов – просто покупались. Действующие тарифы – на грани рентабельности, и СТО выживали в основном благодаря торговле бумажками.

Но старт новой реформы затеян крайне не вовремя. До пандемии у нас в стране было порядка 5,5 тыс. станций техосмотра. Российский союз автостраховщиков решил прикинуть, сколько из них пережили пандемию: отозвались только 2,5 тыс. субъектов. Люди не работали 8 месяцев, а от них теперь требуется еще дооснастить свои боксы дорогостоящим оборудованием контроля и связи, притом что и связь-то не везде есть.

Поэтому была крайне велика вероятность организовать на площадках многочасовые, если не многодневные очереди. Ну а до осени что-нибудь придумается.

Артем Ушаков