2024-05-04

Юрий Малофеев: «Я заставлял сына читать. Но признаюсь, что это большая ошибка!»

Юрий Малофеев: «Я заставлял сына читать. Но признаюсь, что это большая ошибка!»
Заслуженный работник культуры РФ – о современной поэзии, хорошем вкусе и богатстве человека

Поэтическим наследием интересуется лишь один процент населения. О такой грустной статистике говорят в последнее время писатели и поэты. Почему стихотворения вышли из моды? Есть ли сегодня талантливые авторы? И кто они – истинные поэты?

Ответы на эти вопросы редакции в свой 80-летний юбилей помогал отыскать заслуженный работник культуры России, обладатель многих правительственных наград Юрий Малофеев.

«Вкус – задача родителя»

– Юрий Александрович, сегодня каждый второй, кто умеет подобрать рифму, называет себя поэтом. Но достойно ли такое творчество, на ваш взгляд, внимания широкого читателя?

– Я разделяю поэзию на два направления. Одни авторы пишут для себя, для семьи, а другие – действительно имеют талант заниматься этим профессионально. Но это не значит, что первым нужно давать резкую оценку, чтобы они больше никогда не брались за перо. Вовсе нет!

В сочинительстве нет ничего плохого. Известный искусствовед Бронислав Табачников, к примеру, любителей в творчестве называет «энтузиастами». И мне близок такой подход. С 20 лет я занимался рецензионной деятельностью, к которой меня привлек дядя, известный писатель Константин Локотков. Я подрабатывал в студенческие годы грузчиком, и как-то он мне сказал: «Ну хватит уже мешки разгружать. В твои годы Добролюбов возглавлял отдел критики». Благодаря этому опыту я стал еще лучше разбираться в поэзии, к тому же позже он пригодился мне в работе на телевидении, когда стал готовить поэтические программы.

Так вот ни тогда, ни сейчас не могу «обрубить» желание человека заниматься его увлечением. Всегда обращаю внимание на человеческие качества, чувственность изложения, сердечность автора. Когда речь идет о поэтах-любителях, то просто стараюсь не касаться вопросов поэтического мастерства. Поверьте, свои стихи они пишут от души, и порой это творчество может оказаться весьма милым.

– Так как же воспитывать поэтический вкус, когда в руки неопытного читателя запросто может попасть творчество любителя? Оно же соседствует с классикой в книжных магазинах.

– Да, это есть. Но, с другой стороны, сегодня даже самый талантливый автор, написав хорошее произведение, должен задавать себе вопрос: «На какие средства это издавать?» Во времена моей молодости Союз писателей помогал начинающим авторам издавать совместные сборники стихо­творений, и это позволяло им оперяться. Поэты имели возможность затем подать заявку, чтобы их поставили в план на публикацию – и сборники печатали тиражами 5-10 тысяч экземляров. А теперь, все что видим – в лучшем случае 500, а чаще – 100 и даже 30 экземпляров.

На полках книжных магазинов может оказаться любой автор, но с учетом маленького тиража ему весьма тяжело стать замеченным. В книжных – сплошь классика и еще пара-тройка авторов, которым каким-то чудом или благодаря большим деньгам все же удалось пробиться. А воспитывать вкус – это в первую очередь задача родителя.

«Болезнь формотворчества»

– Какие тенденции вы наблюдаете в развитии современной поэзии?

– Есть небольшой откат назад. Недавно прочел интервью в одной уважаемой воронежской газете с поэтом, в ней же – его стишата. Так вот он убежден, что главное в поэзии – это форма, и если автору удалось ее найти, то приложится все остальное, в том числе содержание. Мне смешна эта мысль! В начале XX века все кому не лень занимались формотворчеством: акмеисты, футуристы, символисты. И чем все это закончилось? Преодолев болезнь формотворчества, единицы из них все же становились великими поэтами, как Борис Пастернак. Но в те годы это был поиск, а сегодня такая убежденность в главенстве формы – сущая невежественность, незнание филологической науки.

При этом есть иное современное веяние: появляются хорошие авторы в Донбассе, из числа участников СВО или те, кто отражает в своих текстах современную историю. Например, Ярослав Дронов, больше известный нам как исполнитель Shaman, – для меня настоящее открытие. Его тексты глубокие, полны любви к Родине, в них есть поэтическое зерно и созвучие с наследием.

Ведь если обратиться к истории русской поэзии, то центральная тема большинства великих авторов – это Россия, ее судьба. К примеру, в «Осени» Пушкин пишет: «Куда ж нам плыть?» С годами понимаешь, что это – не про времена года. Поэты подталкивают нас, читателей, к размышлениям о судьбе нашей Родины и тому, что мы можем сделать для ее процветания. А рождение образа «Россия-мать», между прочим, состоялось еще в народных сказках и былинах. Истинные поэты сохраняют этот образ, проносят через века. И только у выдающихся между строк можно прочувствовать настроение времени.

– Из ваших слов получается, что хороший поэт всегда должен быть ретранслятором истории. Так что же, если его не интересуют события на мировой арене, он априори плохой поэт?

– Поэта могут интересовать самые разные темы, он может писать о любви, о природе. Но при этом он не может не задумываться о смысле существования, нашей будущности. Его не могут не волновать катаклизмы современного мира. И даже если он не пишет об этом напрямую, то это не может не оставить отпечаток на его творчестве, а читатель потом не может этого не увидеть.

– Что же еще должно быть в настоящем поэте?

– Музыка, образы, смыслы. Сначала поэт улавливает музыку, на которую начинает нанизывать слова. Тогда появляются образы, а это уже – сгустки смыслов. Если человек мыслит образами, а его поэзия обладает мелодикой, то у него есть все шансы стать хорошим поэтом. Но еще нужно небезразличие к миру и усердие, потому что у молодых авторов часто вместо музыки – езда по булыжной мостовой. Музыку нужно учиться слышать целиком. И, конечно, поэту надо много и вдумчиво читать.

«Если остановлюсь - погибну»

– Современные родители часто жалуются, что дети сидят в гаджетах. Как в семье подтолкнуть ребенка к чтению?

– Я заставлял сына читать. Но признаюсь, что это большая ошибка! Таким способом привить любовь к книге нельзя. С родительским опытом понял, что нужно заинтересовать. К примеру, нашел несколько вариантов изложения сказки «Волк и семеро козлят» и все прочел сыну – тогда в нем огонек и заблестел. Ну и еще важно, чтобы ребенок рос среди книг. Сам начнет лазать по вашей библиотеке, картинки смотреть, а потом и прочесть захочет. Все это вкупе с правильными ценностями и воспитанием обогащает личность духовно.

Все великие поэты, надо сказать, воспитаны в православии. Им прививались такие качества, как милосердие и справедливость. Это основные столпы нравственности. На этой базе и рождается понимание, что такое земля русская, что ее надо защищать. Поэтому и стихи у этих поэтов выдающиеся. И что еще важно, чтобы слова и действия у родителей не расходились. На банальном примере: говорите, что надо читать, – делайте это сами.

– С каким настроением встречаете 80-летие?

– Я встречаю эту дату с интересом, потому что он мною движет во всем. Я живу, пока не иссяк мой интерес к политике, искусству, спорту – к жизни. Если остановлюсь – погибну. А я знаю, что еще много чего не знаю, и мне так хочется это познать…

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ