Удачный эксперимент
Проект зародился еще в 2016 году как совместная инициатива управы Коминтерновского района и Воронежского государственного института искусств. Хотя организаторы порой проводят параллель проекта с куда более старым явлением.
– Изначально проект назывался «бесплатная рисовальная школа», поскольку давно уже была похожая традиция в Воронеже. В XIX веке уже существовали такие классы для всех сословий и возрастов, но мы все-таки другая школа, а не прямые преемники, – рассказывает главный специалист отдела по работе с молодежью и организации культурно-досуговой и физкультурно-спортивной деятельности управы Коминтерновского района Ирина Горбунова.
Тогда, 9 лет назад, импульсом для создания школы послужила весьма прозаичная идея: дети, которые не разъехались на каникулы по деревням или лагерям, должны были найти увлекательное для себя занятие на лето.
– Волновались, честно скажу – получится или нет… Потому что до этого у нас никогда не было подобного опыта. Однако, когда объявили первый набор, оказалось желающих столько, что нам даже не хватило мест для всех! – вспоминает депутат Воронежской городской Думы Александр Жуков, который с первых дней взял проект под свой патронаж.
Сегодня, откровенно говоря, трудно поверить, что когда-то «Летняя школа рисования» была лишь экспериментом. Теперь это – культурный бренд всего Коминтерновского района, а именно: более 120 участников в год, восемь групп по возрасту и уровню подготовки, десятки выставок, сотни рисунков и тысячи улыбок.
От 3 до 80+
Одно из главных отличий проекта – его открытость. Здесь нет возрастных или социальных ограничений: рисуют малыши, школьники, студенты, их родители и даже бабушки с дедушками. Самой возрастной участнице прошлых сезонов, например, было больше 80 лет!
– Мы не преемники старой дореволюционной школы, хотя и вдохновлялись ее традициями. Ведь у нас такая же миссия – объединять, развивать и радовать. Мы учимся у наших преподавателей, друг у друга, потому что уровень у всех разный. Но все мы любим изобразительное искусство – поэтому и участвуем, – объясняет Ирина Горбунова.
Она отмечает, что школа старается придерживаться принципов неформальной атмосферы, доброго общения и поддержки даже самых неуверенных учеников – чтобы каждый мог почувствовать себя художником.
В юбилейном сезоне занятия снова провели уже проверенные временем учителя: Марина Крюкова, Ольга Ельчанинова, Марина Толмачева и Михаил Махмутов. Все они – художники с профессиональным образованием, правом на преподавание и многими другими талантами. Некоторые из них участвуют в проекте с самого первого его дня.
– Все они очень любят и уважают детей и взрослых, поэтому и наши участники с большим интересом ходят к ним на занятия, – заключила главный специалист управы Коминтерновского района.
Не только рисуют, но и показывают
Каждый сезон в школе заканчивается торжественным праздником. Выставки проходят в Центре Галереи Чижова, в Галерее современного искусства управы Коминтерновского района и в других городских пространствах. Работы показывают, обсуждают, украшают ими залы и холлы – так и взрослые, и дети получают заслуженные подарки, благодарности и, конечно, аплодисменты.
– В наш сегодняшний юбилейный сезон – скажу сразу – уже проведены переговоры и подписаны все бумаги, чтобы в сентябре провести юбилейную выставку наших лучших работ из числа участвовавших как в этом году, так и в прошлом. Это будет прекрасное зрелище для детей и взрослых, – считает Александр Алексеевич.
Covid? Онлайн? Справились!
Даже в сложный пандемийный 2020 год школа не остановилась. Преподаватели записывали видеоуроки, а участники присылали фото своих работ. В итоге пусть и через группу «КомКультура» в социальной сети «ВКонтакте», но творческое движение продолжалось, пусть и шло уже в цифровом формате.
А вот в доковидные времена, к которым мы фактически и вернулись, активно работала Галерея современного искусства Коминтерновского района. В ней проходили выставки преподавателей, студентов, а также крупные тематические мероприятия – например, персональные выставки и экспозиции, посвященные экологии или Дню Победы. К этой доброй традиции удалось вернуться лишь в сентябре 2022 года.
«Будем продолжать»
Наверное, в XXI веке, где все постоянно бегут и ищут, как же победить это злободневное выгорание, такие проекты – глоток свежего воздуха и возможность для человека вернуться к себе. Как подытожил Александр Жуков, школа помогает услышать и других.
– Я рад, что у нас все получилось, и мы будем продолжать. Я планирую и дальше помогать с этим проектом, потому что в итоге видно, что это надо делать – и делать по разным направлениям. Заниматься как с детьми, так и со взрослыми, чтобы они видели, что они нам не безразличны, что они те, кто формирует наше общество.