Свежие новости
Все новости
Пробки



«Я хотел его застрелить!» Автор «Ежика в тумане» Юрий Норштейн – о воспитании вкуса, рекламе и любимых мультфильмах

21.06.2019, 15:43

Не ошибешься, сказав, что работы Юрия Норштейна знают в каждом доме – на его мультфильмах выросла вся страна. Народный артист России, автор популярных мультфильмов «Ежик в тумане», «Лиса и заяц», «Сказки сказок» недавно побывал в Воронеже с презентацией новой книги «Снег на траве». Во время творческой встречи он поделился со слушателями своим видением произведений Андрея Платонова, искусства и детского воспитания.

О своей книге

– «Снег на траве» писался на протяжении многих лет. Началась работа в 1979 году, когда я стал преподавать на высших режиссерских курсах, и продолжалась вплоть до моего увольнения оттуда в 1996-м. Все мои лекции были записаны на пленку и расшифрованы. Я продолжал читать в качестве гостя по всему миру. Недавно посчитал, что более 700 часов я потратил на чтение лекционного материала! В книге – соединение того, что было в Москве и по всему миру.

Об Андрее Платонове

– Впервые я взял в руки книгу Андрея Платонова в 1963 году, это был сборник его рассказов. И прочитав всего несколько из них, я понял, что это автор, ни на кого не похожий, создавший свою литературу в огромном контексте мировой культуры. Я понял, что Платонов – явление несравненное. Тогда я ходил и сыпал его цитатами направо и налево.

Прочитав «Июльскую грозу», я долгое время находился под сильным впечатлением, а спустя много лет даже думал сделать фильм по этому замечательному рассказу, который в себе сочетает и сказочность, и повествование, и реальность, и событийность. А кроме того, язык у Платонова такой, что трудно было не поддаться его влиянию. Ну, кто еще из писателей мог сказать: «Молния залетела в деревню и сразу убила дерево»? Время показало, что это абсолютно выдающееся явление. Для меня Платонов как камертон, постоянно к нему возвращаюсь.

О «Ежике в тумане»

– Меня часто спрашивают, какой из моих мультфильмов – любимый. Я всегда отвечаю, что «Сказка сказок», а не «Ежик». Хотя, наверное, все думают иначе. Когда «Ежик» только был сделан, к нему отнеслись довольно спокойно, это потом он начал набирать обороты. Однажды я даже сказал: «Я его пристрелю!» Потому что он закрыл собой все!

Мне говорили: «Ты что, его же называют лучшим анимационным фильмом!» Да, но перед этим дважды лучшим фильмом признавали «Сказку сказок». И даже когда лучшим назвали «Ежика», «Сказка сказок» была на втором месте.

Но я люблю все свои работы, потому что с каждой связана история создания. Правда, полагать, что все получится сразу же, что ты уже все представил в голове – никогда нельзя. Когда мы начали делать фильм «Лиса и заяц», мне попалась книжка художницы Татьяны Мавриной «Городецкая живопись». В ней я увидел прекрасного котика, написанного на сиденье стула. Я сразу понял, что заяц должен быть сделан в такой же традиции. Но, начав работу, обнаружил, что не знаю, как это сделать. И это при том, что я сам предложил сказку, сам выбрал «Лису и зайца» и сам же думал: «Ну, это будет выглядеть так». А вот и нет!

Сказка «Лиса и заяц» замечательна своей простотой и сложна четырехкратным повтором эпизодов – зайцу помогают и волк, и медведь, и бык, и петушок. Внутренняя мысль – у страха глаза велики. Но меня интересовали прежде всего скитания оскорб­ленного существа: жил себе, грыз морковку спокойно, но тут пришла хамка и выгнала его из дома. Отсюда – эти его глаза. Мне хотелось создать их такими, чтобы они с экрана смотрели зрителю прямо в душу. Пробивали его. Эту подсказку я нашел вот в той книге. Когда делали «Сказку сказок», я использовал фотографию котенка, вытащенного из воды. Его взгляд настолько меня пронзил, что я перерисовал их. Любые подсказки можно найти в самой жизни. Важно только уметь их видеть.

О коммерции на детях

– В 2001 году мне предложили сделать новую заставку для «Спокойной ночи, малыши». Я взялся. Денег тогда не было, куда деваться. И на встречах я стараюсь эту заставку всегда транслировать, потому что ее сейчас мало кто помнит. Она крутилась на телевидении всего полгода. Потом ее сняли с программы, передали с первого канала на второй, со второго на «Культуру», а куда потом – я и не знаю. Идея этой заставки была гуманистической. Я абсолютно убежден, что вкус воспитывается. И разговоры о том, что «на вкус и цвет» – полная ерунда. Зритель может начать разбираться в живописи высокого уровня, если до этого он прошел какие-то ступенчатые университеты. Об искусстве надо говорить и в школе, и в семье. Для этого, конечно, нужны соединительные нити – родители. Если от них не идет это, то следует пытаться заниматься самим.

Так вот в начале заставки к «Спокойной ночи, малыши» мы сделали почти минуту, в которой должна была звучать каждый раз любая камерная музыка – пусть дети воспринимают. Это мог быть Шопен, Шуман, Чайковский, Шостакович... Если в течение недели звучит фрагментик классической музыки с обозначением композитора и названия, то неминуемо начнется насыщение и просвещение. Эта же передача всегда была очень просматриваемая, дети бежали к ней. И мне казалось, что, если они будут слушать неделю один фрагмент, неделю другой, то 52 недели – это 52 произведения. Обязательно найдутся те, кто заинтересуется и будет спрашивать маму: а что это такое звучит? Даже если бы таких детей было бы трое из ста, уже хорошо.

Когда заставка появилась, первым делом от заставки отрезали эту минуту. Почему? Потому что эта минута – две рекламы в день, а в неделю – 14, а в году – вообще немыслимое бабло. Их же только деньги интересуют, а не развитие детей. Говорить-то, конечно, об этом любят – на разном уровне, а пространства давать под это не хотят.

В результате мне сказали, что дети плохо спят под эту заставку, потому что боятся ее, пошли, мол, письма от родителей. Я-то понял, откуда ноги растут, но переубеждать бесполезно. По всему миру показывал заставку и ни разу не видел, чтобы дети от страха плакали или из зала убегали.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Справка

Юрий Норштейн – советский и российский художник-мультипликатор, режиссер мультипликационного кино, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР. Большую часть работ создал, работая на студии «Союзмультфильм». Японский художник-мультипликатор Хаяо Миядзаки, обладатель двух премий «Оскар», отвечая на вопрос «Кем из режиссеров вы восхищаетесь?», назвал фамилию Норштейна. Он считает его замечательным художником. А иллюстратор книг Кунио Като, лауреат премии «Оскар» за лучший короткометражный анимационный фильм в 2009 году, как-то признался, что считает Юрия Норштейна своим учителем.

Читайте также:
Квартира в Воронеже угодила в десятку самых дорогих в стране
Подробно


Выставка известного художника пройдет в Воронеже
С 6 сентября по 6 октября 2019 года в выставочном зале Воронежского художественного музея им. И.Н. Крамского начнет работу выставка, посвященная 100-летию со дня рождения воронежского живописца, графика, заслуженного работника культуры РСФСР, первого почетного гражданина Воронежа, первого лауреата премии имени Преподобного Сергия Радонежского – Василия Павловича Криворучко.
сегодня, 06:30.
В клубах и парках: в честь Дня флага культработники Воронежа подготовили концертные программы

В парках и клубах областного центра состоятся концерты, приуроченные к  празднику Государственного флага РФ, сообщили в городском управлении культуры. Мероприятия пройдут при поддержке районных управ Воронежа.


22.08.2019 16:18.