2024-05-08

«Я держусь за свет»: воронежский фотограф Ольга Табацкая меняет реальность через объектив

«Я держусь за свет»: воронежский фотограф Ольга Табацкая меняет реальность через объектив
Накануне Нового года к выпуску подготовлена первая книга воронежских пейзажей фотографа Ольги Табацкой. Само понятие пейзаж здесь очень условное – это, скорее, сотворение новой реальности в привычном городском пространстве.
Накануне Нового года к выпуску подготовлена первая книга воронежских пейзажей фотографа Ольги Табацкой. Само понятие пейзаж здесь очень условное – это, скорее, сотворение новой реальности в привычном городском пространстве. Рей Брэдбери описал свое знаменитое «вино из одуванчиков» как пойманное и закупоренное в бутылки лето. У Ольги Табацкой получилось пойманная и «закупоренная» в фотографии магия большого города.  Еще одна особенность воронежской серии - все фото-пейзажи сделаны на сотовый телефон. 

У Ольги Табацкой пока нет публичных экспозиций, но воронежцы, в самых разных кругах, ее хорошо знают. Может, потому, что ее работы и она сама – состояние неразделимые. Это единый поток вдохновения. И если ты вошел в него при общении, то тоже начинаешь видеть мир по-другому. 

Сразу после нашего беседы мы решили пройтись по лесу, на самой окраине города. Декабрьские четыре часа дня, самые сумерки года, леденящий холод и ветер без снега и солнца  не лучшее время для прогулки. Мимо шла пожилая женщина в мужской куртке и старой вязаной шапке с десятком козлят. Ольга поздоровалась с ней и заговорила.  Женщина оказалась певицей нашего оперного театра на пенсии, преподавала в музучилище. Сразу образовалось много общих знакомых. Актриса на склоне лет вышла замуж, перебралась с мужем на окраину. Вот, мужа осенью похоронила, обзавелась козами, с которыми надо работать и двигаться, а не пропадать с горя. История, с пол-оборота выуженная Ольгой из декабрьского распада и тоски - круче всякой классики. Я не успела оглянуться, как они уже распевались на два голоса, а козлята радостно скакали вокруг. 

Такой у Табацкой дар – высвобождать из обыденности. На каждом шагу она умеет одухотворять предложенные ей пространства, проникая взглядом объектива под оболочку расхожих вещей и вызволяя оттуда на свет чудо. Для многих воронежцев она сама и ее работы стали наглядным воплощением знаменитой эйнштейновской фразы про два способа существования: либо чудес не бывает  либо кругом одни чудеса. 

ba608840-39ed-40db-a0c3-7e5ccbd30f12.jpg Воронеж меня вдохновлял с детства. А с возрастом, в этой всеобщей суете и спешке вокруг, я поняла, что все самое главное – у нас под ногами. Надо только поднять с земли и удивиться. При некотором смещении ракурса, освещении и времени года, при стыковке и неуловимом взаимодействии разных предметов начинаешь видеть самые обыкновенные вещи вокруг по-новому. И Воронеж, оказывается, во всех его уголках можно читать и перечитывать по-новому, как любимую книгу. Просто каждый раз слой за слоем снимаешь с него новые смыслы. Я обожаю пересматривать, перечитывать Воронеж именно так. Фотографируя, становлюсь как бы первобытным человеком с «чистым знанием», не отягощенным всякими представлениями о себе, о жизни вокруг. Ведь даже если ты идешь и любуешься закатом – это такое обусловленное чувство: «ах, какой закат!». У меня появилась потребность проникнуть глубже этих восторгов и  мыслительного шума, как будто заглянуть по другую сторону пейзажа. Вот я иду утром через парк на рынок сквозь холодный туман. Я его вижу, уже  «ведусь» на него  это как потайная дверь в каморке папы Карло. Главное, вовремя поймать волну чуда и на ней удержаться. Я всегда стараюсь держаться за этот свет. Потому что мне надо сохранить правильную энергию мира для своих детей,  говорит Ольга Табацкая. 

 Наверное, не только для своих детей, но и для многих воронежцев, с которыми ты работаешь? Кроме города, в твоих работах много лиц – и узнаваемых, и самых простых людей, но с той самой «правильной энергией». Как удается ее поймать и удержать в объективе? 

 На самом деле подсознательно с фото человека можно считать все. Но когда делаешь фотографию, надо все-таки вытащить эмоции наружу, раскрепостить и «расчистить». Приходят на съемку девочки 15 лет, и сразу видно – сколько там внутри противоречий. В объектив видно все! А я уже больше десяти лет в него смотрю и многое узнаю о душе человека. Иногда мне кажется, что если с людей снять все наносное, наросшее на душе с годами, с жизненными обстоятельствами и условностями, то они встанут и полетят.

Snapseed_800722828_добавка.jpg

Воронежские пейзажи Ольги Табацкой тоже как бы оторваны от земли. «Никитинская» библиотека –взлетающий на всех своих парусах корабль. Или – явно оживший Бим на фоне кукольного театра. И все вместе  словно большая и самая таинственная сцена города. Надо только снять шоры с глаз. Приподнять занавес и научиться смотреть город, как свои сны.  

К слову

Ирина Карпова, руководитель Школы эффективных коммуникаций «Репное». 

ирина карпова.jpg Оля приходит в семью – и через две минуты ты уже ее не чувствуешь посторонним человеком, она как бы становится членом семьи. Она сразу же приносит с собой ощущение, что мы давно знакомы. И, может, ты ее не знаешь, но вот она сама тебя знает давно и хорошо. Эта неуловимая энергетическая нить, которая сразу протягивается между Олей и людьми, с которыми она работает, меня при знакомстве потрясла. Поэтому ее фотографии такие удивительные и естественные, на которые потом смотришь, и не просто видишь красивую картинку, а эмоционально возвращаешься в тот период.  Оля умеет увидеть этот мир с самого необычного и самого важного ракурса. Другие талантливые фотографы ловят действительно очень красивые мгновения и их фиксируют – потрясающий рассвет, распускающийся цветок. Оля работает совсем по-другому. Вот у нее была монохромная серия пейзажей с растениями, рекой, снегом – так в XVII веке тонко прописывали свои бытовые пейзажи «малые голландцы». А она привносит этот стиль в современную фотографию. Такой фотоэкспрессионизм. 

И то, что она делает на фото с Воронежем – тоже экспрессионизм. Она строит, ведет  свои фотографии не по штампам, а ощупью, по следу особого импульса, спускающегося с Небес. И при этом ее взгляд на мир очень доброжелательный, в ее работах никогда нет агрессии, презрения, насмешки. Думаю, что Табацкая – настоящий мастер, пока, к сожалению, недооцененный. Жаль, что в наше время нет мецената который бы сам пришел к ней и сказал: «Вот тебе аппаратура, лаборатория – только работай». 

Галина Арапова, директор и ведущий юрист Центра защиты прав СМИ:

галина арапова.jpg Знакомство с Ольгой Табацкой  мое самое большое открытие и потрясение последних лет. Ее творчество, да и она сама как многогранная личность  это захватывающий праздник красоты, нового позитивного восприятия мира вокруг и себя в нем. В современном мире, когда каждый стал немного фотографом, снимая на мобильный все подряд от селфи и еды до закатов и хроники путешествий, качественное профессиональное фото стало жемчужиной в океане фотографий. Тем более ценно то, как видит через объектив мир Ольга.  Я сама почувствовала на себе волшебство ее таланта – этот дар открыть в самой себе потаенные чувства, скинуть оковы стереотипного самоощущения и восприятия обыденности, перевоплотиться, высвободить эмоции и внутреннюю энергию. Этот опыт впечатляет и помогает обрести гармонию с самой собой посильнее любого сеанса психотерапевта. Ее фотографии объемные, в них есть характер, душа, что бы она ни фотографировала. Ее макросъемка  натуральное открытие мира! Вы только посмотрите на фото граната или «пылинки» мимозы  это просто космос, невозможно оторвать взгляда! Я просто обожаю ее серию снимков Воронежа, волшебные отражения города, его огней и силуэтов в лужах под ногами.  Она умеет увидеть прекрасное в том, мимо чего мы ежедневно пробегаем в суете и заботах. Это не просто талант  это редкая синергия чувства прекрасного и отточенного профессионализма. Воронежу повезло с таким художником, повезло нам всем. Мы можем увидеть наш город и себя в нем глазами уникального фотографа, человека неравнодушного, увлечённого и талантливого во всем, что она делает. Я помню многие ее городские  пейзажи на память, как картины  любимых художников. Можете ли вы вот так вспомнить фотографии с фотовыставки, которую вы когда-то посетили? Ведь образов вокруг сейчас так много,  и они сливаются в один сплошной поток визуальной информации. А фотографии Ольги Табацкой вы запомните наверняка, и вам захочется любоваться ими снова и снова, потому что это живой сгусток позитивной энергии и красоты.  Познакомьтесь с ней, с ее творчеством, станьте частью ее картины мира и вы почувствуете себя счастливым. Нам всем сейчас  этого так не хватает…

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ