2025-12-05

Взгляд сквозь время: воронежские художники представили работы на тему будущего

Взгляд сквозь время: воронежские художники представили работы на тему будущего
В Никитинском театре 12 ноября открылась выставка современного искусства «Будущее». В ней участвует два десятка воронежских художников и художниц. Продлится выставка до 14 декабря. Посмотреть работы могут зрители, купившие билеты на спектакли Никитинского театра.

Клетка для свободы и «Сад камней»

Выставка вдохновлена премьерным спектаклем московского режиссера Юрия Муравицкого «Будущее», который был создан совместно с Домом культуры ГЭС-2. Экспозиция собрала работы 20 молодых воронежских художников.

По словам куратора выставки Марины Жолондзь, экспозиция представляет собой многосоставной проект.

– В нем есть традиционные медиумы (живопись), видеоарт, графика, есть интерактивные объекты. Для меня выставка – про многообразие взглядов на будущее. У каждого автора – свой взгляд на него: либо пессимистичный, либо оптимистичный, – пояснила Марина.

Один из центральных экспонатов выставки – инсталляция Анастасии Плотко «Выбор». Экспонат представляет собой клетку, в которой находится яркая и необычная птица, как будто испачкавшаяся в мазуте. Как поясняет художница, птица – символ свободы, которую окружает густая, вязкая и удушливая среда.

– Эта работа – о том, что мы находимся в клетке обстоятельств, которые нас сжимают, – пояснила Анастасия.

Птицу художница создала из керамической массы, которую сверху облепила воздушным пластилином. Для создания экспоната также была использована проволока и эпоксидная смола.

Ольга Салковская представила многоуровневую работу «Сад камней». Она отсылает к японской философии сада камней и мифу об утопическом райском саде.

В основе инсталляции – кирпичи, извлеченные из руин дореволюционной постройки, которая стояла на участке деревенского дома бабушки и дедушки Ольги. По ее словам, в старину здание было частью барского поместья, но с течением времени разрушилось. Сейчас от здания остались одни стены.

На старинных кирпичах художница нарисовала дом бабушки и дедушки, в котором прошло ее детство, а также зашифровала отсылки к произведениям искусства величайших художников мира. Среди них – «Красные рыбки» Анри Матисса, «Большой куст луга» Альбрехта Дюрера, «Агнец Божий» Франсиско де Сурбарана, «Цветущий сливовый сад в Камейдо» Утагавы Хиросигэ.

Перед тем как изобразить картины на старинных кирпичах, девушка тщательно отмывала и очищала их. Для рисования использовала масло и акрил, а готовые картины покрывала лаком.

По словам Ольги, главная мысль работы – в том, что искусство не может глобально изменить мир, повлиять на какие-то события, но оно может показать другой угол зрения и вдохновить на перемены в будущем.

Свет в оконце

По соседству с работой Ольги расположился экспонат «Взгляд в будущее» художника Илюши Половины. В его основе – стеклоблок, поверх которого акрилом нарисованы плачущие глаза.

– Эта работа – про тоскливый, не очень позитивный взгляд в будущее, – пояснил художник.

Елена Платонова (псевдоним – Елена Василек) представила на выставке инсталляцию «Оконце», в основе которой оконный проем с витражным стеклом. Окно подсвечивается прожектором и красиво отражается на стене.

– На эту работу меня вдохновил мой домик в лесу. В нем много света, много окон. Там этим летом я делала витражные окошки, – рассказала художница.

По словам Елены, представленный на выставке оконный проем – найденный объект, который остался в ее доме после старых хозяев. Луч света, который проходит через окно, по ее словам, символизирует собой поток информации. Окно же – метафора человека.

– Моя работа – об информационной гигиене человека. В нашем современном мире поток информации такой большой, что очень сложно оставаться во внутренней гармонии с самим собой. Моя работа – о том, что луч света должен проходить сквозь призму тебя, и ты должен отсеивать все лишнее. Только после этого ты можешь излучать свет и менять других людей, – пояснила художница.

Художница Кристина Рамли представила на выставке «Автомат с предсказаниями» – собственно, это обычный автомат, в котором продают бахилы в шариках. Только внутри шариков – предсказания на маленьких кусочках бумаги.

Судя по описанию к этому экспонату, его основная мысль – в том, что современный человек в бесконечном потоке информации теряет чувство устойчивости. Это заставляет его искать опору в астрологических предсказаниях, картах таро и медиа. «Будущее может казаться зыбким, но финальное решение остается за человеком», – говорится в комментарии к работе.

«Простые вещи»

Инна Аши представила два рукодельных текстильных панно «Ситчики. Простые вещи». Серию из шести работ художница создала для своей выставки.

Как поясняет Инна, рукодельные панно посвящены простым вещам, на которые люди не обращают внимания в повседневной жизни, но которые дарят радость и воспоминания о близких. Среди них – бабушкин чайник, любимая чашка или цветок.

– Если эти вещи убрать из нашей жизни, она становится пустой и неинтересной, – отмечает художница.

Текстильные панно Инны Аши – это семейная память, ностальгия по старым добрым временам. Вышитые фразы выражают любовь и заботу. Из этих простых вещей и складывается жизнь человека.

– Это связь с близкими, которые нас поддерживают. Без этой поддержки и простых вещей, которые нас окружают, будущее невозможно, – уверена Инна Аши.

В основе каждого текстильного панно художницы – молочная ткань из бабушкиного сундука. Поверх нее художница вручную нанесла набивку – принты разных оттенков. Причем у каждой из шести работ серии «Ситчики. Простые вещи» – свой принт и свой цвет.

Необычную работу – «Сосуд» – представила и художник-керамист Ольга Толкачева. Центральный экспонат инсталляции – глиняный кувшин, созданный Ольгой по образцу сосудов народов X века, проживавших вдоль реки Воронеж.

Шестичасовой обжиг кувшина девушка проводила в реконструированном горне, при этом сосуд не выдержал сильного огня – потерял часть стенки. Художница восстановила сосуд в японской технике кинцуги и обклеила его черепками и разноцветной смальтой.

Этапы работы над экспонатом запечатлены на фотографиях. Они, по мысли художницы, символизируют прошлое, настоящее и будущее.

«Невидимые» объекты

Некоторые работы художников на выставке остаются как бы невидимыми. На первый взгляд кажется, что это вовсе и не экспонаты, а часть интерьера. Например, позади горшков с комнатными растениями спрятались «Яйца угля» художницы Арины Авиловой.

А по соседству расположился найденный объект Юлии Лемзяковой – разбитая стеклянная бутылка. По мысли художницы, это экспонат музея будущего. Автор предлагает представить, что подобный объект мог быть найден в раскопе на месте полигона ТБО под Воронежем.