В Камерном театре Воронежа в рамках юбилейного сезона прошёл театральный вечер в память об ушедших народных артистах Анатолие Абдулаеве, Александре Тарасенко и художнике, сценографе Юрие Гальперине.
Встреча их зрителей, почитателей, коллег проходила в двух частях: сначала на вернисаже выставки “Ушедшие” в арт-галерее Камерного, потом на концерте-капустнике, где показали видео со спектаклей, прочитали стихи, спели. Танцовщики показали две самостоятельные работы, а в конце прошло дефиле костюмов, созданных Юрием Гальпериным.
– Для нас очень важно помнить тех, кто наполнял этот театр своим талантом, энергией, творчеством, – открыл творческий вечер Михаил Бычков. – Это важно для молодого поколения, которое приходит и понимает, что театр – это некая ниточка, связывающая прошлое с будущим, и что каждый из нас несет часть общей эстафеты, в том числе эстафеты традиции и памяти. А зрители узнают о нас еще больше...
Об Абдулаеве и Тарасенко говорят как о мастерах, которые сочиняли стихи в дуэте под творческим псевдонимом «Абдурасенко». Они иронизировали над коллегами по цеху, создавали творческие номера, умели удивлять голосом и играли в самых известных спектаклях Камерного, которых сейчас уже нет в репертуаре.
Однако театр хочет все еще напоминать об этих спектаклях. Их можно посмотреть в рубрике “Видеоантология”. О Гальперине же можно вспоминать еще чаще, заходя в театр. Его работы висят в постоянной экспозиции в галерее, названной его именем.
Это первый музей театрального художника в России, который работает в действующем театре. Все его костюмы, которые он шил специально для спектаклей, в которых, конечно же, играли и ушедшие актеры, все еще хранятся здесь.
Наряды удивительны тем, что сразу подсказывают, кем был их автор – абстракционист, человек, показывающий все через метафоры. Он тоже писал стихи, как Абдулаев и Тарасенко, но совершенно другие. У артистов были яркие, написанные в хореях и ямбах, длинные, ироничные строки, которые попадали прямо в цель. У Гальперина были и тяжелые, и очень воздушные стихотворения – на слух они воспринимаются как вода, как течение реки. Их не хочется расшифровывать: они полны импрессионизма, их хочется ощущать тактильно, на ассоциациях. Костюмы же Гальперина, как говорят сами актеры, всегда подсказывали, какое еще дно, какой еще подтекст может быть у их героев.
– Когда я в первый раз приехала в Воронеж, то посмотрела “Дядюшкин сон”, – и когда говорят о Юре, я всегда вспоминаю этот спектакль, – рассказывает известная искусствовед Анаит Оганесян. – Я была очень рада, когда постановка стала номинантом “Золотой маски”. Спустя несколько лет мы с Юрием Григорьевичем были членами жюри этой премии. Он был необычайно талантливым, умным, преданным театру. Его отличало одно качество – он никогда никому не завидовал, он понимал меру своих способностей и очень ценил других, умел увидеть новое. Когда мы были членами жюри, “Золотую Маску” присудили питерскому художнику Шишкину, которого мало кто знал. Он теперь знаменит и участвует в огромном количестве спектаклей. Юра умел видеть удивительное в других людях.
Творческий вечер «Ушедшие» состоял из коллажа воспоминаний артистов, отрывков видео со спектаклей и новых коротких постановок танцовщиков.
Камиль Тукаев и Юрий Овчинников читали сатирические стихи, которые написали Тарасенко и Абдулаев, немного пародируя их творческий дуэт. Архивные видео со спектаклей перемежались с авторскими песнями Андрея Новикова под гитару, которые он посвятил артистам.
Владислав Моргунов спел и сыграл на пианино этническую украинскую песню, похожую на джаз. Тамара Цыганова и Наталья Шевченко прочитали поэму Гальперина. А в конце прошло дефиле костюмов, созданных Юрием Гальпериным для спектаклей, – зрители аплодировали стоя.
Выставку “Ушедшие” можно посмотреть в арт-галерее со вторника по воскресенье с 13:00 до 17:00. Вход свободный. Экспозиция будет выставлена месяц.